Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Category:

Честное мнение. Обсуждаем книгу Чарльза Диккенса «Рождественские повести»

Сегодня праздничный выпуск рубрики #честное_мнение: новые лица и новогодне-рождественская атмосфера. В обсуждении приняли участие сотрудники отделов обработки литературы, краеведческой информации, литературы на языках народов мира и городского абонемента. Каждый участник мог выбрать любую из понравившихся рождественских повестей английского классика и поделиться своим мнением. Некоторых библиотекарей все пять историй не оставили равнодушными.

Если вы читали «Рождественские повести» Чарльза Диккенса, ждем ваших отзывов, и комментариев, будем очень рады прочесть и ваше мнение!



Марина Резник, библиотечный волонтёр

Мне так понравилась эта книга, она сразу настраивает на праздничное настроение, на волшебство и чудеса.

Чарльз Диккенс (1812-1879) – великий английский писатель, классик мировой литературы. Многие поколения читателей из года в год с удовольствием открывают для себя сказочный мир его «Рождественских повестей». В этой книге рассказывается о призраках, феях, эльфах, фантомах ушедших людей, которые несут нам уроки нравственности и сострадания.

В сборник вошли 5 повестей: «Рождественская песнь», «Колокола», «Сверчок за очагом», «Битва жизни», «Одержимый, или Сделка с призраком».
Знаменитая на весь мир «Рождественская песнь» посвящена скупому старику Скруджу, стерегущему каждую копейку, но явление к нему души умершего компаньона разом меняет ценности старого богача.

«Колокола» рассказывают о том, как ночь под Новый год озарилась для пожилого отца семейства внезапной радостью – его дочь Мег вскоре выходит замуж! Но радость его вскоре омрачается, когда сильные мира сего начинают разговор о том, что нет смысла жениться бедным людям. Разве они могут быть счастливы без денежного капитала?

«Сверчок за очагом» - повесть о духе-хранителе семейного очага, который помогает смягчить человеческие сердца и вернуть мир и покой в семьи. От чего зависит семейное счастье? Члены семьи Пирибингл стараются не только поддерживать уют в своем доме, но и помогать другим людям. Благодаря их заботе молодая девушка удачно выходит замуж, воссоединяются родственники и восстанавливаются семейные связи.

«Битва жизни» рассказывает историю двух сестер, Грейс и Мэрион, которые мечтали о семейном счастье, но путь к нему оказался долгим и тернистым. Испытывая сострадание к своей старшей сестре, Мэрион уходит из дома, чтобы ее возлюбленный Альфред наконец-то обратил внимание на давно влюбленную в него Грейс. Только спустя много лет сестры снова воссоединяются и обретают подлинное счастье.

«Одержимый, или Сделка с призраком» завершает книгу рождественских повестей. В ней главное место уделено способности человека прощать и забывать старые обиды. Учитель химии Редлоу многое перенес в жизни, его память заполнена обидами и несправедливостями. Перед Рождеством его посещает Призрак, который преподносит Редлоу подарок – способность забывать. Тягостные воспоминания отступили, но теперь в душе Редлоу кипит непонятная злость, которую он выплескивает на окружающих. Вскоре учитель понимает, что лучше помнить о пережитом, и научиться делать выводы из событий прошлого. Только так можно не допустить их повторения в будущем.

В преддверии новогодних праздников книга Чарльза Диккенса «Рождественские повести» послужит прекрасным подарком для сердца и ума, ведь в ней увлекательно переплелись реальность и сказка, сатира и юмор, мораль и любовь к ближнему.

Анна Удалова, библиотекарь отдела литературы на языках народов мира

«Сверчок за очагом» – это одна из пяти повестей, входящих в сборник «Рождественские повести» Чарльза Диккенса.

Главные герои – супруги Джон и Мэри Пирибингл. Совсем недавно у них родился сын, они живут счастливо в своём доме и наслаждаются каждой минутой, проведённой вместе. Но однажды Джон встречает на дороге незнакомца – глухого старика, и приглашает к себе переночевать. С того самого момента их семейное счастье оказывается под угрозой.

И хоть события, описываемые в истории, с Рождеством никак не связаны, после её прочтения на душе остаётся ощущение теплоты и уюта. Ведь это история о семейном счастье, о любви и верности. А ещё здесь есть место волшебству: сверчок, который стрекочет, спрятавшись где-то за очагом – это дух, охраняющий дом и его обитателей. И именно сверчок помогает героям разобраться в проблеме, так неожиданно на них обрушившейся.

Мне эта повесть понравилась. Тут есть и немного мистики, и немного психологии и философии. Персонажи успевают раскрыться, хотя объём повести небольшой. С первых строк погружаешься в особую атмосферу и не можешь оторваться, пока не дочитаешь до конца. Это именно та книга, которую хочется читать, укутавшись в тёплый плед, когда за окном мороз и идёт снег – то, что нужно в преддверии новогодних праздников.

Екатерина Точилина, библиотекарь отдела обработки литературы

Давно и пламенно люблю английскую литературу, поэтому Чарльз Диккенс мне не мог не понравиться. Особенно ранний Диккенс – в своих «Рождественских повестях» он мастерски живописует быт и нравы «старой доброй Англии», добавив некоторые сказочные элементы: привидений, духов и тому подобное. В этих историях положительные герои обязательно получают вознаграждение за свои труды и пережитые страдания, а отрицательные могут кардинально измениться. Как, например, патологический скряга Скрудж в «Рождественской песне в прозе».

Главный герой проходит через испытания, в результате которых он полностью преображается. И что любопытно, эти испытания он проходит, находясь во сне. Такую «мягкость» и доброту можно встретить только в ранних произведениях писателя. Поздний Диккенс более суров и беспощаден. Однако и здесь просматривается сатира на викторианское общество, и затрагиваются острые социальные проблемы.

Можно не любить этого писателя за его излишнюю сентиментальность, «ванильность», чрезмерный пафос в изображении положительных персонажей и радостных событий. Но нельзя не согласиться, что этот английский классик был и остается одним из самых «читабельных» английских писателей, настоящей «глыбой» в мировой литературе и известным христианским гуманистом. А его «Рождественские повести» стоит почитать хотя бы для того, чтобы оценить его непревзойденное умение описывать семейные ценности и домашний уют, от которого на душе становится тепло.


Анастасия Кудисова, библиотекарь отдела краеведческой информации

Диккенс известен мне в большей степени как защитник бедных, социальный проповедник. Поэтому более близкое знакомство с Диккенсом-сказочником показалось крайне привлекательным. Из всех рождественских повестей Чарльза Диккенса, я выбрала повесть «Сверчок за очагом. Сказка о семейном счастье». Возможно, виной тому многострадальный 2020 год, который в каком-то смысле стал для меня годом семьи.

Первое, на что обращаешь внимание, это восхитительный язык. Речь рассказчика подобна музыкальному журчанию ручейка (огромное спасибо переводчику)! И не зря три части повести автор называет песенками. Плавное, легкое, красочное повествование открывается историей чайника. Удивительно, но три страницы повести посвящены описанию того, как и почему начал свистеть чайник на очаге, какую песенку он поет, и как этот самый чайник состязается в «вокальном» искусстве со сверчком! Как ни странно, это жутко интересно. Но если читатель сердит и не готов умиляться, лучше пусть отложит эту повесть до лучших времен. Так как восьмидесятый уровень милоты здесь может иметь эффект обратного действия.

Хозяйка дома Крошка – милая, прелестная женщина, любящая, верная жена, и её супруг – тяжеловесный флегматичный Джон, чуткий и добрый, с первых срок вызывают симпатию: они счастливы, нежны и дорожат друг другом. И что же в этой прекрасной идиллии непредсказуемого может случиться? Случается! Разворачивается интрига не хуже, чем в русских фильмах телеканала Россия! Неужели наша Крошка не такая хорошая? Неужели Джон способен на зло? Восторжествует ли благородная любовь? Свою роль играют и второстепенные персонажи, события в жизни которых, призваны эмоционально подчеркнуть чувства, речи и действия главных героев. Образы старого, беззаветно любящего свою слепую дочь кукольника Пламмера, злого и циничного богача Теклтона, с которым, кстати, происходят невиданные метаморфозы (вот где точно очень похоже на сказку!), заставляют задуматься снова напоминают нам о вечных вопросах семьи: благo ли заботливая ложь? Любой ли проступок достоин прощения? Возможен ли рай в шалаше?

Повесть полна ярких символов. Все они выразительны, живы и уже сами по себе волшебны. Кукушка в часах, деревянные сандалии, чайник, сверчок, очаг и даже вода – всё говорит об отлаженном быте, семейном уюте и, конечно, большой любви. Главный символ семейного счастья – это поющий за очагом сверчок, оберегающий мир и покой в доме. Когда над гармонией в семье нависла угроза, сверчок, видимо, решил, что не справится с унывающим Джоном и призвал на помощь домашних фей. Наверное, так автор решил усилить градус волшебства и без того магической истории. Смутил меня и лейтмотив хоть и искренней, и наивной, но весьма неуклюжей нянечки, держащей на руках малыша Пирибингл. Очевидно, по замыслу автора, головка ребенка, врезающаяся все существующие предметы быта на протяжении всего рассказа, должна смешить читателя…

Несмотря на то, что Рождество в повести не упоминается, ее чтение погружает в сказочную атмосферу предвкушения чуда. Казалось бы, классическая история о том, как все было хорошо, и что-то пошло не так, и главная причина всех бед - кто-то что-то снова кому-то не сказал… И обязательно где-то там должен быть ожидаемый, но такой любимый нами Хэппи энд… Что может быть банальнее? Но я уверена, что в банальности нет ничего плохо. Ведь простые теплые истории с добрыми героями жизненно необходимы каждому человеку в зимние холода. Особенно на пороге праздников.

Зарина Якупова, библиотекарь отдела городского абонемента

«Рождественские повести» Чарльза Диккенса. Сборник состоит из пяти повестей, посвященных Рождеству и сопутствующим праздникам.

«Рождественская песнь в прозе: святочный рассказ с привидениями» самая популярная повесть в сборнике, именно ее читатели чаще всего спрашивают у нас на абонементе. Наверное, всем известная история о скряге Эбенизере Скрудже, который не признает праздников и презирает бедность, считая ее прямым следствием лености и слабости. В канун Рождества его навещают духи прошлого, будущего и настоящего, а также призрак бывшего компаньона Джейкоба Марли. Результатом этих визитов становится полное преображение Скруджа. Он счастлив встретить приближающееся Рождество, совершает добрые дела, в его душе воцаряются доныне невиданные покой и радость.

В самой моей любимой повести «Колокола» так же исследуется проблема бедности, расслоения общества и угнетения одних другими. Главный герой внезапно понимает, что в глазах приличного буржуазного общества он выглядит преступником, лентяем, грубым неучем, которому лучше бы не появляться на свет, ну или хотя бы не приумножать свой род.

Бедолага уже готов запретить своей дочери выходить замуж, а себя считать недостойнейшим из живущих, как его размышления прерывает звон праздничных колоколов.

Книга мне очень нравится, я рада была ее вспомнить, она, определенно, больше склоняет к размышлениям, чем к развлечениям, но кто сказал, что в праздники нельзя подумать о вечном?

Никита Лейченко, библиотекарь отдела городского абонемента

«Одержимый или сделка с призраком»

В центре повествования – некий Учёный, который часто вспоминает свои оплошности, неудачи и обиды. Обо всём этом знает Призрак – Альтер-эго учёного мужа, которое предлагает ему сделку: забыть обо всём неудачном, что тревожит его душу. Несмотря на некоторые сомнения, Учёный соглашается. Но всё идёт далеко не так, как он планировал…

Вот за что я люблю Диккенса, так это за то, что он всегда напоминает нам о том, что Рождество может быть не только ярким и добрым, но и мистическим, мрачным. В этой повести даже небольшое вступление пропитано чем-то тёмным – аж мурашки по коже.

В отличии от атмосферы, проработка персонажей не порадовала. Вообще, повествование не ощущается как что-то цельное, а герои – скорее ширма для того, чтобы показать нам мрачную атмосферу светлого праздника и прочитать мораль.

Кстати, о морали. Не сказать, что это – откровение. Но в ней мне понравилось то, что она «правильная» - хотя так несколько некорректно говорить о морали. Однако выводы, к которым приходит герой в результате приключений, мне очень импонируют.

Ирина Лысенко, библитотекарь отдел городского абонемента

С творчеством Чарльза Диккенса, признанного классика мировой литературы, я познакомилась в студенческие годы. И особенно мне запомнилась и понравилась «Рождественская песнь в прозе» из книги «Рождественские повести». Несмотря на то, что книга написана в XIX веке и с тех пор минули столетия, но она остается актуальной и в XXI веке.

Главным героем песни является скряга Эбинизер Скрудж, который посвятил всю свою жизнь деньгам и их приумножению. Он ни с кем не дружил после смерти друга и компаньона Марли и никому не доверял, и на всем экономил, поэтому жил в старом и холодном доме. А самое главное, давно перестал верить в чудеса и рождество, которое не отмечал и не радовался приближающемуся празднику со всеми остальными. Ведь Скрудж забыл, что кроме материальных ценностей в этом мире есть добро, милосердие, счастье, радость, любовь к ближним и родным людям. Его сердце стало каменным и ледяным, поэтому он не понимает, почему все люди ждут с нетерпением это рождество.

И только дух Марли и три духа, приходящих к нему в полночь, смогут показать истинные ценности этого мира и дают ему последний шанс на исправление. Эту поучительную повесть я рекомендую к прочтению не только взрослым читателям, но и детям!

Надежда Рогина, библиотекарь отдела городского абонемента

Есть среди «Рождественских повестей» Чарльза Диккенса одна, на мой взгляд, парадоксальная – «Битва жизни». Само начало ее, вступление, готовит читателя к некой предстоящей борьбе, или войне о которой пойдет речь, а может и великом подвиге.

В подобном ожидании читаешь вступление, переходишь к основному повествованию и понимаешь – мелодрама, семейная история, бытовая проза, что угодно, только не битва. История семьи доктора и двух его дочерей.

Подразумевается под битвой в данном случае, возможно, «подвиг» младшей из девушек, которая дабы не разрушить счастье своей сестры, совершает инсценированный побег из отеческого дома на шесть лет! У современного человека наверняка возникнет масса вопросов: «а стоило ли?», «неужели иначе поступить было нельзя и оставить семью – единственное возможное решение?».

Настоятельно рекомендую прочесть данную повесть, чтобы открыть для себя особенности мышления и поведения англичан XVIII века. Это невероятное путешествие на три века назад, где ощущение бытия иное, темп жизни и тот другой. К примеру, цитата «мир постарел ещё на шесть лет», вызывает легкую усмешку…

Нынешние отрезки в шесть лет – мгновения, за которые мир не стареет, а деформируется в различные стороны. «Битва жизни» Диккенса обстоятельна, солидна, своеобразна, но к ней нужно подходить в определенном состоянии, в хорошем смысле «изголодавшись» по добротной английской прозе.

Татьяна Фирсова, библиотекарь отдела городского абонемента

Если Вы хотите создать себе настоящий праздник на Рождество, то рекомендую Вам прочитать книгу Чарльза Диккенса «Рождественские повести».
Ч. Диккенс – великий английский писатель 19 века, который хорошо знал, что такое тяжелый детский наемный труд. В возрасте 9 лет он работал на фабрике по производству ваксы. Его отец разорился и Чарльза как самого старшего из детей отправили зарабатывать деньги.

В 1843 году английский экономист А. Смит предложил писателю Ч. Диккенсу написать социально-экономический памфлет о положении небогатых слоев населения Англии. В ответ на это, Диккенс пишет художественное произведение «Рождественские повести».

Главный герой «Рождественской песни в прозе» – одной из пяти «Рождественских повестей», коммерсант Скрудж. На Рождество к Скруджу, который не знает, что такое уважение людей, радость, друзья приходят три призрака, которые описывают его прошлую, настоящую, будущую жизнь.

Посредством образов и ситуаций святочных сказок, писатель в своем произведении отражает тяжелую жизнь простых англичан, которые несмотря на низкие доходы, готовятся к празднику. Они находят в себе силы в каждом тяжелом дне находить минуты радости, помогать друг другу. И как во всех сказках в «Рождественских повестях» происходит чудо: главный герой Скрудж раскаивается и меняется в положительную сторону.

Чарльз Диккенс прекрасно понимает, что он не может изменить противоречия в современном ему обществе, но он замечательно описывает его нравы: предлагает читателю посмотреть вокруг и самим сделать о выводы о происходящем в их стране, и несмотря на все трудности продолжать творить добро.

Надежда Чооду, отдел городского абонемента


«Одержимый или сделка с призраком»

Отличное описание локаций, частичка традиций и мораль. Добро, слово повсеместно встречающееся, но вкладываем мы в него столько всего, что порой это понятие размывается. В тексте об этом просто, иронично, красивым вычурным, в отличие от современных текстов, языком.

Отчасти я бы во многом не согласилась с автором, но здесь все настолько мило описано, что, пожалуй, мнение оставлю при себе. Герои успевают раскрыться, несмотря на малый объем, это одно из отличий хорошей литературы. Автор открывает нам первопричину равнодушия, что таится в желании исцеления собственной души. Своеобразный поиск комфорта и к чему он приведет героя.

«Он – порождение людского равнодушия; ты – порождение людской самонадеянности».
Этой цитатой я бы охарактеризовала повесть.


Евгения Тукиш, библиотекарь отдел городского абонемента

Чарльза Диккенса я люблю. «Рождественские повести» до этого не читала, но рада, что познакомилась и с этими произведениями писателя. Они объединены ощущением и атмосферой праздников, Нового года и Рождества.

В некотором роде это сказки: добрые, светлые, дарящие надежду. Написаны легко, проникновенно, с полным погружением в мир старой Англии со всеми ее заботами, горестями, несправедливостью и жестокостью сословных различий.

Творчество Диккенса вне времени, всегда актуально. Мудро, остроумно, жизненно. В некоторых героях узнаешь свои черты или же черты нашей эпохи. Как всегда, ощущение, что ничего не изменилось с тех времён.

И какой бы тяжелой ни была судьба бедняка, наделенного в его повестях большим и добрым сердцем, всегда побеждает добро. Встрече с Диккенсом всегда рада. Почитать советую. Ведь хорошая книга, как хороший умный собеседник, от разговора с которым приобретаешь что-то новое.


Галина Бондарева, библиотекарь отдела городского абонемента

«Рождественские повести» – трогательные и чудесные, каждая история по-своему хороша и несет свою смысловую нагрузку. Автор очень живописно и рельефно воссоздает картины того времени, что невольно ощущаешь душой и атмосферу, и весь быт эпохи. Но особенно хочется выделить «Рождественскую песнь в прозе». Если для кого-то рождественские праздники – «это радостные дни – дни милосердия, доброты, всепрощения», то для скряги Скруджа – это «вздор» и «чепуха».

Доброта – это не про него, он повсюду источал душевный холод и ничто не могло вызвать у него сострадания. И вот, чтобы этот скупой и злой старик понял, что есть добро и для чего человек живет, к нему в канун Рождества являются три Духа: прошлого, настоящего и будущего и показывают ему его жизнь со стороны, тем самым разбудив в его груди необычные воспоминания и чувства. И со Скруджем происходят перемены. Он начинает понимать смысл жизни, ценить ее и своих близких, помогать тем, кто нуждается, а еще он научился чтить и справлять святки «и на сердце у него было весело и легко».

Колоритные персонажи, неподражаемый и выразительный язык, и ты уже ощущаешь на себе весь дух волшебства и окунаешься в мир героев, там живущих.
История поучительная, заставляющая задуматься о смысле жизни и дающая понять, что никогда не поздно измениться и всегда есть возможности для счастливых перемен.
Tags: #честное_мнение, зарубежная литература, книги, художественная литература, честное_мнение, что_читать
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments