Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Categories:

Предприниматель, меценат, деятель русской культуры

Савва Иванович Мамонтов – один из крупнейших российских предпринимателей и меценатов XIX века. Его имя связано со строительством железнодорожных магистралей в России, самой сложной из которых была дорога, проложенная от Ярославля до Архангельска.

Однако главная его заслуга перед потомками состоит в другом. Человек щедрой души, яркой самобытности, удивительного эстетического вкуса и высоких нравственных побуждений – он вписал своё имя в историю бескорыстным служением русской культуре. «Московский Медичи», «Савва Великолепный» – так современники называли этого бизнесмена-мецената современники.


Савва Мамонтов

Купец-миллионер Иван Федорович Мамонтов относился к увлечению своего сына Саввы театром и музыкой отрицательно. Он считал это вредным занятием и надеялся, что сын бросит его и займется торговым делом, тем самым, исправит свое отношение к жизни.

Иван Федорович возлагал большие надежды на Савву как наследника своего предприятия, находя в нем единственно подходящую кандидатуру, из своих трёх старших детей. Он отправляет Савву в тяжелые и длительные поездки в Баку и Афганистан, для того чтобы сын приобрел опыт, помогающий решать экономические вопросы и жизненные трудности. По возращению Савва Иванович принимает предложение отца возглавить бизнес.

В 1870 году Савва Мамонтов приобретает имение Абрамцево, расположенное недалеко от Троице-Сергиевской лавры. Под влиянием радушного хозяина в Абрамцево возникает «мамонтовский кружок», объединивший талантливых художников. В подмосковной усадьбе были созданы произведения, составившие золотой фонд национального искусства: «Проводы Новобранца» и портреты Мамонтовых Репина; «Богатыри», «Битва русских со скифами», «Ковер-самолет» Васнецова, «Сидящий демон» Врубеля, знаменитый портрет дочери Мамонтова очаровательной Веры – «Девочка с персиками» Серова.









«Васнецова в люди вывел, Косте Коровину дорогу расчистил, теперь с Врубелем возится, как мать с новорожденным», – писал Александр Валентинович Амфитеатров о Савве Мамонтове.

«Твой дом, как сердце твоё, был открыт для всех нас. И мы тянулись туда, как растения к теплу. Не твое богатство манило нас…, а то, что в твоём доме мы, художники, чувствовали себя объединёнными, обогретыми, бодрыми духом…» – писал скульптор Марк Матвеевич Антокольский.

Мамонтов любил живопись. Но при всей своей любви к произведениям искусств, людей, создавших эти произведения он любил больше. Он ощущал необходимость дышать с ними одной жизнью, ибо в душе был больше художником, чем коммерсантом.

О другом его свойстве писал в своё время художник-живописец Игорь Грабарь: «Мамонтов по своему духовному складу был меньше всего коллекционером, ибо ничто не было ему столь чуждо, как привычка оглядываться назад. Он смотрел только вперед, любил созидать, а не подводить итоги, любил грядущее, молодое, а не отживающее. Оттого он так страстно увлекался каждым новым явлениям, оттого он так всю жизнь казался рядом уравновешенными и мудрым, и холодным Третьяковым каким-то неистовым искателем новых дарований».

Но Мамонтов увлекался не только живописью. Он любил театр и музыку и поэтому открыл Московскую частную русскую оперу.


Здание Московской частной русской оперы



Репертуар его театра качественно отличался содержанием от казенных театров: здесь звучит музыка русских композиторов Римского-Корсакова, Мусоргского, Рахманинова. Декорации к спектаклям пишут Коровин, Серов, Васнецов – лучшие художники того времени. На сцене Мамонтовской частной оперы дебютировал великий русский бас – Фёдор Шаляпин.

Сергей Рахманинов позже напишет: «В некотором отношении, влияние Мамонтова на оперу было подобно влиянию Станиславского на драму».

Спектакли, поставленные на сцене Частной оперы, имели грандиозный успех, и Мамонтов при их создании выступает не только как продюсер, но и художественный руководитель.

В судьбе предпринимателя и мецената были и взлеты, и падения. Огромная популярность его личности вызывали зависть у недоброжелателей.
В 1887 году случился конфликт с могущественным чиновником Сергеем Юльевичем Витте, по инициативе которого, как полагают многие исследователи, Савва Мамонтов был разорен и чуть не оказался в тюрьме.

Мамонтов прекрасно знал, что величие России может складываться, если в равной мере развивается промышленность, транспорт, культура. Но культура относится к непроизводственной сфере, она требует постоянных финансовых вложений, внимания со стороны государства и бизнеса. Он и руководствовался этим в своей деятельности как государственный человек.

В своем книжном фонде Государственная универсальная научная библиотека Красноярского Края имеет много документов о Савве Мамонтове. Среди них книги: М. Копшицер «Савва Мамонтов», Некрасов М. «Савва Мамонтов: Молодые годы» и другие издания. Приглашаю вас в библиотеку, чтобы больше узнать о нашем знаменитом соотечественнике.

Татьяна Юрьевна Фирсова, библиотекарь отдела городского абонемента

Tags: живопись, искусство, история, книга, мемуары
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments