Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Category:

Мастер русской сатиры – 195 лет со дня рождения М. Е. Салтыкова-Щедрина

«Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России»
М. Е. Салтыков-Щедрин

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889) – классик русской литературы. Родился 27 января 1826 года в селе Спас-Угол Калязинского уезда тверской губернии в семье помещиков Салтыковых.



Через тридцать лет, в 1856 году, он «родился» во второй раз – как писатель Салтыков-Щедрин. О том, как появилось прибавление к фамилии, сложено немало легенд. Некоторые исследователи считают, что двойная фамилия возникла после встречи писателя с мудрецом и острословом Трофимом Щедриным. По другой версии, фамилия появилась от слова «щедрый», так как в своих произведениях сатирик был большим любителем сарказмов. Именно с его именем связан расцвет русской сатиры второй половины XIX века.



В детстве Михаилу довелось испытать на себе телесные наказания. Даже его первое детское воспоминание связано с розгой:
«А знаете, с какого момента началась моя память? Помню, что меня секут, кто именно – не помню, но секут как следует, розгою, а немка – гувернантка старших моих братьев и сестер – заступается за меня, закрывает ладонью от ударов и говорит, что я еще слишком мал для этого. Было мне тогда, должно быть, два года, не больше».



В десять лет Салтыков поступил в третий класс Московского дворянского института, а через два года, в числе лучших воспитанников, был переведен в Царскосельский лицей. Лицейские годы Салтыкова приходятся на период 1840-х гг., когда гремела слава Белинского, и Салтыков был увлечен его идеями, а также творчеством раннего Герцена, кружка социалиста-утописта Буташевича-Петрашевского.

В 1847 году Салтыковым была написана первая повесть «Противоречия», а в следующем году – «Запутанное дело». Эти повести, проникнутые острой социальной проблемой, послужили причиной вятской ссылки писателя в 1848-56 гг. Российская власть была напугана событиями недавней французской революции 1848 года и предпочла арестовать и выслать подальше своенравного писателя «за вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, потрясших уже всю Западную Европу».



В августе 1856 года Салтыков за подписью Н. Щедрин публикует свои статьи в петербургском журнале «Русский вестник». Они получили название «Губернские очерки» и имели большой успех. Сатирик показал, что беда страны не в отдельных лицах, а в самом самодержавно-крепостническом строе, который порождает казнокрадство и взяточничество, произвол и насилие. Писатель правдиво изобразил жизнь и нравы русского провинциального дворянства и чиновничества 50-х гг. XIX века со всеми его пороками: жестокостью, взяточничеством, лицемерием и угодничеством, царящими в чиновничьем мире.

На государственной службе Салтыков-Щедрин состоял при Министерстве внутренних дел. Был вице-губернатором в Рязани и Твери, председателем казенной палаты в Пензе, Туле и Рязани. Его неподкупная натура составляла большое исключение среди чиновников. Он пресекал нарушения, ему удалось возбудить несколько дел о жестоком обращении помещиков с крестьянами. Несколько местных чиновников, погрязших в воровстве и мздоимстве, были отстранены от службы.

С 1858 по 1860 гг. Салтыков был вице-губернатором Рязани. Он стал чиновником высочайшего ранга как раз в то время, когда шла подготовка и осуществление реформы освобождения крестьян от крепостного рабства. Салтыков-Щедрин называл это время «эпохой конфуза». Служить было нелегко и в своем письме к В. П. Безобразову от 29 июня 1858 года писатель жалуется:
«С самого приезда моего сюда я постоянно нахожусь в совершенно каторжной работе, и не только не могу ничем заняться, но, положительно, даже прочитать ничего не могу. Одним словом, я если не раскаиваюсь, то, во всяком случае, крайне негодую на себя за то, что взял место в Рязани. Подобного скопища всякого рода противозаконий и бессмыслия вряд ли можно найти, и вятское плутовство есть не более как добродушие по сравнению с плутовством рязанским. Не знаю и не предвижу конца своему мучению; знаю только, что едва ли буду в состоянии долго выдержать».



В 1860-62 гг. Салтыков-Щедрин был вице-губернатором Твери. В январе 1862 года он оставляет службу и намеревается приступить к изданию журнала в Москве. В декабре того же года он становится членом редакции журнала «Современник». В это время выходят его «Невинные рассказы» и «Сатиры в прозе». В 1864 году писатель уходит из редакции журнала из-за разногласий по вопросам общественной борьбы в новых условиях.

Большой период жизни писателя с 1868 по 1884 гг. связан с учено-литературным журналом «Отечественные записки». В 1868 году Салтыков-Щедрин входит в обновленную редакцию этого журнала. Последующие 16 лет он возглавлял журнал вместе с Некрасовым, а после смерти поэта стал ответственным редактором. В 1868-69 гг. публикуются программные статьи сатирика: «Напрасные опасения», «Уличная философия», в которых он развивает взгляды на общественное назначение искусства. Основное содержание литературной деятельности Салтыков-Щедрин видит в освещении «безвестной жизни масс», утверждая, что только народную жизнь «можно назвать общественной в истинном и действительном значении этого слова».

После поездки по Европе, М. Е. Салтыков-Щедрин печатает в журнале цикл очерков «За рубежом» (1880 г.). Он симпатизирует передовой революционной Франции, восхищается ее прогрессивными традициями. Современная же французская буржуазия вызывает у него только гнев, так как пытается уничтожить идеалы якобинцев. Сатирик также развеял ореол мнимой революционности, возникший вокруг буржуазных республиканцев, которые защищали в прессе и парламенте только удобные для себя порядки.


«Помпадуры и помпадурши»
Основной формой своих произведений Салтыков-Щедрин избрал циклы рассказов и очерков, объединенных общей темой. Так, в цикле «Помпадуры и помпадурши» (1864-1874 гг.) появляется один из первых щедринских собирательных образов – образ «помпадура». Этот неологизм писатель вывел от имени любовницы французского короля Людовика XV маркизы де Помпадур. Это нарицательное слово обозначает вздорное, лицемерное, любящее роскошь высокопоставленное лицо, а помпадурша – жена или любовница помпадура.





«История одного города» (1869-70 гг.)
явилась самой смелой и злой сатирой на царившие в России административный произвол и самодурство. Книга имеет форму исторической хроники и в отдельных ее персонажах можно узнать реальные исторические лица. В ней множество гротескных преувеличений, фантастического и ирреального, что превращает саму жизнь в комедию и абсурд. Благодаря наличию в книге элементов фантастики писателю удалось издать книгу, успешно пройдя цензурный «досмотр».

В 1870-е гг. Салтыков-Щедрин создает целый ряд литературных циклов, в которых он освещает все стороны жизни пореформенной России. Одним из самых известных стал цикл «Благонамеренные речи» (1872-76 гг.), в котором есть отсылка к ранней статье сатирика «Современные призраки». Там он сравнивает мир призраков, пустой и ничтожный, пытающийся выдать себя за живой, с нашим миром. Но прошло не так много времени, и писатель отмечает в «Благонамеренных речах», что часто люди сладко и хорошо говорят, но на деле помочь не могут. Это призрак нашей современной действительности – речь без действия.




Роман-хроника «Господа Головлевы» (1875-80 гг.)
показывает картину разрушения дворянской семьи и отражает упадок и разложение крепостников как класса. Размышляя о судьбе России, писатель видит в ней большую проблему «отцов и детей». Два поколения никак не могут понять друг друга. В этом социальном романе есть и библейские мотивы. Так, образ главного героя Иудушки Головлева, – бесспорно, принадлежит к числу самых крупных созданий отечественной литературы. Порфирий Головлев, прозванный Иудушкой за лицемерие и ханжество, становится наследником богатого поместья. Но богатство не приносит счастья ни ему, ни его родным. Сын и племянницы Иудушки погибают в нищете и унижении, так и не дождавшись помощи от богатого родственника.

«Иудушка Головлев»




Творчество Салтыкова-Щедрина отразило картину целой эпохи. Писатель сатирически изобразил вереницу генералов и чиновников, помещиков и министров. Многие его творения близки к басням, особенно сказки, вобравшие в себя размышления автора о жизни в нашей стране. Всего Салтыков-Щедрин создал 32 сказки: «Медведь на воеводстве», «Орел – меценат», «Карась-идеалист», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Бедный волк», «Ворон – челобитчик», «Дикий помещик», «Самоотверженный заяц» и др. В этих своеобразных литературных произведениях в эзоповской манере писатель критикует самодержавие и господствующие классы. Все они проникнуты общей идеей о непримиримости классовых интересов, о необходимости активной борьбы с изжившим себя режимом. В сказках также высмеиваются стремления обывателей уклониться от борьбы при помощи холопской преданности.



Произведения писателя были много раз экранизированы, по ним были поставлены спектакли. Так, одними из самых популярных постановок стали мультфильмы по сказкам Салтыкова-Щедрина.

«Как один мужик двух генералов прокормил»



«Премудрый пескарь»




Интересны афоризмы писателя, многие из которых не утратили актуальности:

«- Кредит, – толковал он Коле Персианову, – это когда у тебя нет денег... понимаешь? Нет денег, и вдруг – клац! – они есть!
- Однако, mon cher, если потребуют уплаты? – картавил Коля.
- Чудак! Ты даже такой простой вещи не понимаешь! Надобно платить – ну, и опять кредит! Еще платить – еще кредит! Нынче все государства так живут!»



«Просвещение внедрять с умеренностью, по возможности избегая кровопролития».

«Цель издания законов двоякая: одни издаются для вящего народов и стран устроения, другие – для того, чтобы законодатели не коснели в праздности».

«Для того чтобы воровать с успехом, нужно обладать только проворством и жадностью. Жадность в особенности необходима, потому что за малую кражу можно попасть под суд».

«Это еще ничего, что в Европе за наш рубль дают один полтинник, будет хуже, если за наш рубль станут давать в морду».



В последние годы жизни писатель создал одно из лучших своих произведений – хронику «Пошехонская старина» (1887-89 гг.). В ней он воскресил жуткую атмосферу крепостного права, втягивающего людей «в омут унизительного бесправия, всевозможных изворотов лукавства и страха перед перспективою быть ежечасно раздавленным». Картины дикого произвола помещиков дополняются сценами возмездия, постигающего тиранов: мучительницу Анфису Порфирьевну задушили собственные дворовые, а помещика Грибкова крестьяне сожгли вместе с усадьбой. По словам самого Салтыкова, его задачей было восстановление «характеристических черт» жизни помещичьей усадьбы эпохи крепостного права.

Писателя-сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина по праву можно назвать народным писателем – все его произведения рассказывают о бедах и испытаниях, с которыми столкнулся наш народ. Смысл своей деятельности писатель видел в служении народу словом:
«Я писатель, в этом мое призвание»

Незадолго до смерти писателя его посетила делегация студентов. Одна из участниц встречи позднее вспоминала:
«Казалось, он дал нам бесконечно много своим незабываемым взглядом, точно хотел приобщить нас к своей тоске, точно завещал нам свой непримиримый гнев».


Что читать о М. Е. Салтыкове-Щедрине (все книги есть у нас в библиотеке):

Вишневский, Евгений Венедиктович. Вице-Робеспьер: социально-литературное эссе / Евгений Вишневский. – Новосибирск : Свиньин и сыновья, 2009. – 325 с.
Известный драматург Евгений Вишневский посвятил книгу «Вице-Робеспьер» классику русской литературы Михаилу Евграфовичу Салтыкову-Щедрину. Социально-литературное эссе опирается на многочисленные исторические и литературные источники, однако написано живым языком с массой подробностей из жизни высшего чиновничества и литературного бомонда середины XIX века. Михаил Евграфович – писатель огромного сатирического таланта, подвергавший тотальному осмеянию не просто извечное российское неблагоустройство, но саму нашу ментальность, и в то же время государственный чиновник высокого полета, то есть человек, умудрявшийся совмещать несовместимое, а потому и личность, нетипичная настолько, что и до сих пор остается для нас неразгаданной. В книге рассказано о борьбе Салтыкова-чиновника за освобождение крепостного крестьянства и его войне с дворянским и чиновничьим произволом, и частично его борьбе с самим собой, ведь Салтыков сам был наследником огромного состояния.

Дмитренко, Сергей Федорович. Щедрин: незнакомый мир знакомых книг : в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / С. Ф. Дмитренко. – Москва : Издательство Московского университета, 2019. – 158 с.
Эта книга впервые вышла в 1998 году и выдержала три издания. Читателям предлагается ее расширенный вариант. Автор предпринял попытку прочесть знаменитые произведения гения русской и мировой сатиры заново, без политико-конъюнктурных целей, именно как этико-эстетические создания. В главе об «Истории одного города» рассматриваются начала, на которых создавался художественный мир Щедрина. «Господа Головлевы» не могут быть поняты без внимания к психологизму салтыковской прозы, уяснения концепции человека, созданной писателем. Своеобразие картины действительности, складывавшейся в творчестве Салтыкова, выразительно открывается в сказках, а книги «За рубежом» и «Пошехонская старина», помимо многого другого, дают возможность ясно увидеть основания, определяющие нравственные идеалы, утверждавшиеся в его произведениях.

Знакомьтесь: М. Е. Салтыков-Щедрин / [авт.-сост. П. П. Барашев, Е. П. Демина, Г. Б. Прончев]. – Москва : ИНФРА-М, 2011. – 378 с.
Книга, созданная коллективом авторов, весьма необычна и фактически не имеет аналогов в нашем литературоведении. По своей сути – это своеобразный справочник и путеводитель по сатирическому наследию М. Е. Салтыкова-Щедрина. В первой части анализируются особенности лексики и фразеологии сатирических приемов, свойственных Салтыкову-Щедрину. Во второй части приводятся примеры бичующей сатиры Салтыкова-Щедрина, особое внимание уделено публицистическим мотивам и оттенкам его сатиры. Читатель убедится, что его верные и яростные описания бед России (и их причины) по-прежнему злободневны. В третьей части помещены такие выдержки из произведений Салтыкова-Щедрина, которые можно смело отнести к золотому фонду так называемой двусмысленной и ироничной по духу афористики, которую обожал А. С. Пушкин.

М. Е. Салтыков-Щедрин: pro et contra : личность и творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина в оценке русских мыслителей и исследователей : антология / Сев.-зап. отд-ние Рос. акад. образования, Рус. христиан. гуманит. акад. – Санкт-Петербург : издательство Русской Христианской гуманитарной академии, 2013 – . – (Русский Путь). Т. 1. – 2013. – 1007 с, Т. 2. – 2016. – 959 с.
В антологии впервые собраны суждения о многообразных трудах и днях М. Е. Салтыкова-Щедрина – начиная с первых откликов на его сочинения вплоть до новейших статей. Наследие писателя, долгое время объявлявшееся историческим памятником обличения российского самодержавия, по своей глубоко интеллектуальной и совершенной художественной сути оставалось и будет оставаться впредь всегда актуальной, оздоровляющей силой, одной из вершин русской мысли во всей ее полноте. Печатаются важные, но почти неизвестные воспоминания о Салтыкове, а также – в художественном контексте – его избранные письма, во многом меняющие обыденные представления о нем как писателе и человеке.
Вторая книга двухтомника завершает представление как достижений щедриноведения, так и ключевых дискуссий о его наследии. Основу книги составляют фрагменты работ о Салтыкове-Щедрине, написанных в постсоветское время и свободных от идеологической, политической и литературоведческой конъюнктуры. Именно в них укрепляются основы академического щедриноведения, заложенные в советское время. Наряду с этим в книге представлены работы дореволюционных критиков и советских щедриноведов, необходимые для углубления представлений о логике творческого развития Салтыкова не только как сатирика, но и мастера психологической прозы. В издании дан свод откликов на кончину М. Е. Салтыкова в 1889 году, представляющий не только мемориальный и историко-культурный, но и сугубо литературоведческий и художественный интерес, так как среди вышеназванных было немало стихотворений. Републикуются анкеты, в разные годы предлагавшиеся отечественным писателям, с вопросами о творческом влиянии Щедрина на литературу и на их собственную работу.

Никитина, Нина Серафимовна. И. С. Тургенев и М. Е. Салтыков-Щедрин : творческий диалог / Н. С. Никитина. – Санкт-Петербург : Наука, 2006. – 125, [2] с.
В книге рассматриваются история личных взаимоотношений и творческие взаимовлияния И. С. Тургенева и М. Е. Салтыкова-Щедрина от «Губернских очерков» (1856-1857) Салтыкова и романа «Отцы и Дети» (1862) Тургенева до последних романов писателей – тургеневской «Нови» (1876) и «Пошехонской старины» (1887-1889) Салтыкова. Уже в «Губернских очерках» Салтыков полемизирует с автором «Записок охотника» (1841-1857), а в «Отцах и детях» Тургеневым был подсказан сатирику замысел «административных руководств», ставших впоследствии знаменитым циклом «Помпадуры и помпадурши» (1863-1874). В книге также рассматривается роль Тургенева в создании «Истории одного города» (1869-1870) Салтыкова, прослеживается полемическая связь «Дворянского гнезда» (1859) Тургенева и романа «Господа Головлевы», созданного Салтыковым в 1875-1880-х годах, анализируются этические концепции писателей сквозь призму программной статьи Тургенева «Гамлет и Дон-Кихот» (1860). Творческий диалог писателей длился на протяжении всей жизни и по-разному воплотился в их произведениях.

Шестопалова, Галина Алексеевна. Афоризмы М. Е. Салтыкова-Щедрина : монография / Г. А. Шестопалова. – Москва : МГОУ, 2014. – 174 с.
Галина Алексеевна Шестопалова – исследователь творчества Салтыкова-Щедрина. Автор работ: «Афоризмы М. В. Ломоносова в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина», «Этнографические особенности «Пошехонья», родового гнезда М. Е. Салтыкова-Щедрина» и др. В настоящей монографии исследуется афористическое искусство М. Е. Салтыкова-Щедрина в целом. Теоретические выводы строятся на основании изучения всего массива его художественно-публицистического творчества. Афоризмы Салтыкова-Щедрина аллегоричны по своей сатирической сущности, а поэтому многие из них можно определить термином «инвективы», своеобразной формы памфлета. Афоризмы и инвективы М. Е. Салтыкова-Щедрина обогатили современный речевой поток и сохраняют за собой просветительскую функцию на многие столетия.

Юмор – это серьезно. Гоголь, Крылов, Фонвизин, Салтыков-Щедрин и Грибоедов / [Анненская Александра Никитична, Бриллиант Семен Моисеевич, Кривенко Сергей Николаевич]. – Москва : Родина, 2018. – 478, [1] с.
Великие российские литераторы XIX века, чьи произведения – смесь доброго юмора и злой сатиры. Кем же они были в обычной жизни: веселыми балагурами или мрачными циниками? Чем запомнились они современникам? На эти и другие вопросы в своих биографических очерках отвечают популярные в начале прошлого века журналисты. Об этом не расскажут на уроках литературы!

Приятного чтения!

Резник Марина Васильевна
Tags: писатели, русская литература
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments