Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Categories:

«Луч света в темном царстве». 185 лет со дня рождения Николая Добролюбова

Николай Александрович Добролюбов (1836-1861) – русский литературный критик, публицист, философ и революционный демократ. Родился 5 февраля 1836 года в Нижнем Новгороде в семье священника. Для Николая большое значение имела учеба под началом Михаила Кострова, семинариста, который старался развить у мальчика мыслительные способности. В детстве Николай много читал и писал собственные стихотворения, а в возрасте тринадцати лет стал делать переводы из Горация.


Н. Добролюбов с отцом

В духовной семинарии талант Николая как мыслителя стал оттачиваться – учителя поражались глубине его сочинений, темы которых были очень серьезными – русская церковная история, разнообразные философские проблемы. Позже Добролюбов поступает в Педагогический институт Санкт-Петербурга и организовывает там политический студенческий кружок.

Очень тяжелым стал для Добролюбова 1854 год – умерли сначала мать, а затем и отец. Потеряв родителей, пережив душевный кризис, Николай мгновенно повзрослел и в дальнейшем называл это время – «подвиг переделывания себя». Добролюбову было всего 18 лет, когда он стал главой семьи и должен был заботиться о семерых маленьких детях, оставшихся сиротами. Он отказался от своей доли в наследстве и передал все деньги на воспитание детей. Чтобы помочь своим маленьким братьям и сестрам, Добролюбов берется за любую работу – уроки, корректуру. Благодаря поддержке родственников, юноша все же смог продолжить обучение в Санкт-Петербурге, но никогда не забывал регулярно присылать деньги в Нижний Новгород.

Николай Добролюбов. Дом и семья



В это же время Добролюбов стал увлекаться политикой и общественными движениями. В декабре 1854 года им было написано первое политическое стихотворение – «На 50-летний юбилей Н. И. Греча». Николай Иванович Греч был литератором и журналистом, поклонником николаевской реакции.

«…Как раб, как червь, ты пресмыкался
Позорно ближних продавал,
А всё за честью ты гонялся,
Хоть честь давно ты потерял.

И вот добился!.. По прошенью
Твоих протекторов-друзей
Заслуг твоих в вознагражденье
Тебе назначен юбилей...»


Стихотворение было анонимным, но вскоре авторство Добролюбова было выяснено и на него обрушились неприятности. В 1857 году он окончил институт, но за вольнодумство был лишен золотой медали. В том же году, после знакомства с Некрасовым и Чернышевским, в возрасте двадцати одного года Добролюбов становится ведущим критиком одного из самых популярных журналов того времени – «Современника».




Добролюбов активно выступал против монархии и крепостного права. Высоко ценил народность в литературе, ее гражданское назначение. Им был разработан метод «реальной критики», который Добролюбов использовал в своих статьях. Одни из самых известных статей Добролюбова - о творчестве Гончарова, Островского и Тургенева. Талант и эрудиция Добролюбова помогли ему быстро продвинуться по карьерной лестнице. Но не обошлось и без недоброжелателей. Так, Тургенев откровенно выступал против молодого критика и как-то раз сказал Чернышевскому:
«Вас я еще могу переносить, но Добролюбова не могу. Вы - простая змея, а Добролюбов - очковая змея».

Противостояние с Тургеневым только усилилось после выхода статьи Добролюбова «Когда же придет настоящий день?», в которой он подверг критике роман «Накануне». Сила его статей была поразительна – читая их, народ задумывался о революции, они побуждали к действию молодое поколение. Добролюбов воспевал нового героя – реалиста, который пришел на смену мечтателя.

В статье «Что такое обломовщина?» Добролюбов дает характеристику персонажа Обломова из романа Николая Гончарова. Статья была опубликована в 1859 году и на долгие годы стала главенствующей точкой зрения в оценке романа Гончарова. Она представляла собой беспощадный суд над главным героем, «совершенно инертным» и «апатичным» барином, символом косности крепостнической системы, который стал «лишним человеком» в современной России.



«Темное царство» - цикл статей, посвященный пьесам Александра Островского. В них ярко выразилась социальная психология общества, неравенство и угнетение личности. Рассуждая о творчестве Островского, Добролюбов выделил следующие основные черты его драматургии:

Имущественное неравенство
Пьесы приближены к романам
Большое значение отведено речевой характеристике
Портрет складывается из речи персонажа
Нет привязки к психоанализу

Драма А. Н. Островского «Гроза» была опубликована в 1860 году, накануне революционного обострения в России. В произведении отразились впечатления Островского от путешествия по Волге летом 1856 года. Наблюдения над жизнью Поволжья Островский переработал и превратил их в глубоко типичные картины русской жизни. Пьеса Островского переносит нас в купеческую среду, где домостроевские порядки поддерживались наиболее упорно. Жители провинциального города живут замкнутой и чуждой общественным интересам жизнью. Типичными представителями «темного царства» являются купец-самодур Дикой и властная, жестокая Кабаниха. В такую среду попадает молодая Катерина, вышедшая замуж за Тихона – сына Кабанихи. Тихон во всем слушается маму и под ее гнетом вырос слабохарактерным, безвольным человеком, который не может постоять ни за себя, ни за свою жену. Если «Гроза» - это зреющие в глубине России революционные силы, то Катерина - луч света в темном царстве. Сильные, бунтующие мотивы в характере Катерины видны читателю сразу. Она выступает против кабановских понятий о нравственности. Анализируя пьесу Островского «Гроза», Добролюбов дает следующую характеристику «темному царству»:

«Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и редким умением изображать резко и живо самые существенные ее стороны. Это не комедии интриг, не комедии характеров собственно, а нечто новое, чему мы дали бы название «пьес жизни», если бы это не было слишком обширно. Мы хотим сказать, что у него на первом плане является всегда общая, не зависящая ни от кого из действующих лиц, обстановка жизни. Поприща, на котором Островский наблюдает и показывает нам русскую жизнь, не касается отношений чисто общественных и государственных, а ограничивается семейством; в семействе же кто более всего выдерживает на себе весь гнет самодурства, как не женщина?».

Гроза (1934)




Широко известны и статьи Добролюбова, посвященные литературным, историческим и философским взглядам. Так, статья «О степени участия народности в развитии русской литературы» долгое время включалась в школьную программу СССР и России. Интересны статьи «Первые годы царствования Петра Великого», «Русская цивилизация». В исторической статье «Черты для характеристики русского простонародья» Добролюбов призывал к ликвидации крепостничества. Философские взгляды Добролюбова ставят в центр системы человека, который является последней ступенью эволюции материального мира. Человек непосредственно связан с природой, отсюда – равенство людей является естественным состоянием, а любое угнетение подлежит уничтожению.



Интересно рассмотреть деятельность Николая Добролюбова как педагога. Он много внимания уделял вопросам воспитания. Выступал против подавления личности ребенка и воспитания слепой покорности. Основными задачами воспитания считал становление патриота и высокоидейного человека, всесторонне развитой личности. Необходимым считал воспитывать единство мыслей, слов и действий – «личную самостоятельность ребенка и всех духовных сил его натуры». Но без коренной перестройки общественной жизни в России невозможно провести реформу в образовательной системе. Потому что необходим новый тип учителя – такой, который сможет бережно относиться к ученикам, сохранить в них достоинство человеческой природы. Учитель и сам должен быть образцом для детей. Особое внимание Добролюбов уделял детскому чтению. Ведь книга не должна быть пустой фантазией или сплошным морализаторством. Она должна увлечь ребенка, пробудить в нем любознательность к миру, укрепить нравственное чувство.

Педагогические труды Н. А. Добролюбова: «О значении авторитета в воспитании», «Основные законы воспитания», «Очерк направления иезуитского ордена, особенно в приложении к воспитанию и обучению юношества», «Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами», «Учитель должен служить идеалом…».

Вместе с Чернышевским Добролюбов разработал учение о сущности педагогической сознательной дисциплины, сформулировал направления нового типа воспитания. Несомненно, он бы еще многое успел сделать для развития педагогики, если бы не ранняя смерть. В 1859 году у Добролюбова произошло обострение туберкулеза. Лечение дома и за границей не помогло, и 29 ноября 1861 года Н. А. Добролюбов скончался. За несколько дней до смерти он сетовал:
«Умирать с сознанием, что не успел ничего сделать… ничего! Как зло насмеялась надо мной судьба! Пусть бы раньше послала мне смерть!.. Хоть бы еще года два продлилась моя жизнь, я успел бы сделать хоть что-нибудь полезное… теперь ничего, ничего!».

Последней крупной статьей Добролюбова можно считать статью «Забитые люди» о повести Федора Достоевского «Униженные и оскорбленные». Творчество Ф. М. Достоевского вызвало горячий отклик в сердце Добролюбова:

«Г. Достоевский в первом же своем произведении явился замечательным деятелем того направления, которое назвал я по преимуществу гуманическим. В «Бедных людях», написанных под свежим влиянием лучших сторон Гоголя и наиболее жизненных идей Белинского, г. Достоевский со всею энергией и свежестью молодого таланта принялся за анализ поразивших его аномалий нашей бедной действительности и в этом анализе умел выразить свой высоко гуманный идеал.

В разных видах и случаях представил нам г. Достоевский недостаток уважения человека к самому себе и недостаток уважения к человеку других людей. Кажется бы, дело простое - думается, когда читаешь эти повести: - человек родился, значит, должен жить, значит, имеет право на существование; это естественное право должно иметь и естественные условия для своего поддержания, то есть средства жизни. А так как эта потребность средств есть потребность общая, то и удовлетворение ее должно быть одинаково общее, для всех, без подразделений, что вот, дескать, такие-то имеют право, а такие-то нет. Отрицать чье-нибудь право в этом случае значит отрицать самое право на жизнь. А если так, то в пределах естественных условий решительно всякий человек должен быть полным, самостоятельным человеком и, вступая в сложные комбинации общественных отношений, вносить туда вполне свою личность и, принимаясь за соответственную работу, хотя бы и самую ничтожную, тем не менее - никак не скрадывать, не уничтожать и не заглушать свои прямые человеческие права и требования».


Николай Добролюбов прожил до обидного мало – всего лишь 25 лет! Но все же успел сделать очень много – написал сотни статей и рецензий, стал учителем для многих своих последователей, которые пытались внедрить передовые социально-политические идеи в жизнь современной России. Яркий литературный талант Добролюбова продолжает светить и сегодня.

Что читать о Николае Добролюбове:

Вдовин, Алексей Владимирович. Добролюбов. Разночинец между духом и плотью / Алексей Вдовин. - Москва : Молодая гвардия, 2017. - 297, [1] с., [8] л. ил., портр., факс. с.



Имя Добролюбова по сей день присутствует в школьной программе, название его статьи «Луч света в темном царстве» стало идиомой, однако сам он основательно забыт. Между тем в русской литературе нет подобного ему персонажа. Едва перешагнув порог двадцатилетия, он стал властителем дум целого поколения, а его ранняя смерть обсуждалась в газетах не меньше отмены крепостного права. Чернышевский объявил его мучеником режима и «главой литературы», а позже списал с него героев своих романов о «новых людях». Реальный же Добролюбов никогда не был известен широкой аудитории. Каков был его политический идеал? Почему в статьях он отказывался рассуждать о литературных достоинствах произведений? Умел ли, по выражению Некрасова, «рассудку страсти подчинять»? Отрешившись от шаблонных трактовок, историк литературы Алексей Вдовин создал биографию страстной и раздираемой противоречиями личности. Книга «Добролюбов. Разночинец между духом и плотью» помогает воссоздать цельный образ выдающегося критика, на чьих статьях воспитывалось не одно поколение революционеров.


Кружков, Владимир Семенович. Н. А. Добролюбов: жизнь - деятельность - мировоззрение / В. С. Кружков. - Москва : Наука, 1976. - 431, [1] с.



Николай Александрович Добролюбов занимает выдающееся место в истории развития русской революционной общественной мысли XIX столетия. Он принадлежит к славной плеяде великих русских революционеров-демократов, проводивших смелую, непримиримую борьбу против самодержавия и крепостничества, против либералов и славянофилов. Н. А. Добролюбов — ученик и последовательный, верный продолжатель дела В. Г. Белинского, ближайший друг, помощники соратник Н. Г. Чернышевского. Автор исследует политические, социологические, эстетические и философские взгляды Н. А. Добролюбова. В основу книги положен значительно переработанный и дополненный труд автора – «Мировоззрение Н. А. Добролюбова», удостоенный Государственной премии СССР.


Крылов, Вячеслав Николаевич. Критика и критики в зеркале Серебряного века / В. Н. Крылов. - Москва : Флинта : Наука, 2015. - 341, [1] с.



В монографии рассмотрены теоретические вопросы рецепции литературной критики, на материале обширного круга источников исследуется специфика интерпретации ключевых фигур русской критики в конце XIX – начале XX в., выясняется роль Серебряного века в создании «пантеона» русской критики. Подробно освещается ставшая острой в начале XX века проблема противостояния писателей и критиков. Постановка этой малоизученной проблемы позволила ввести в «сюжет» книги анализ художественной интерпретации критики (критик как персонаж произведения, как объект пародий, критические реминисценции в художественном тексте и т.п.). Для решения поставленных задач привлекаются литературно-критические дискуссии на страницах журналов и газет, архивные материалы, мемуары, дневники, эпистолярное наследие, литературные произведения.


Якушин, Николай Иванович. Н. А. Добролюбов в жизни и творчестве : учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей / Н. И. Якушин. - Москва : Русское слово, 2011. - 91, [4] с.



Совсем недавно имя Н. А. Добролюбова в нашей стране упоминалось в числе выдающихся представителей отечественной культуры. Его творчеству посвящались многие научные труды и исследования, а критические суждения Добролюбова о произведениях русских классиков считались образцовыми. Но в последнее время наметилась опасная тенденция – пересмотреть отношение к творческому наследию некоторых прежде авторитетных исследователей русской литературы. Подпал под жернова судьбы и Н. А. Добролюбов. Книга Николая Якушина подробно рассказывает о становлении этого удивительного человека, талантливого критика и блестящего публициста, историка и педагога.  

Приятного чтения!

Резник Марина Васильевна
Tags: писатели, российская проза
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments