Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Categories:

«Хмурый молчальник» Вячеслав Иванов – 155 лет со дня рождения

«Кто познал тоску земных явлений,
Тот познал явлений красоту»
Вячеслав Иванов. «Taedium phaenomeni»


Вячеслав Иванович Иванов (1866-1949) – один из крупнейших поэтов, мыслителей и основоположников русского символизма. В. Иванов родился 28 февраля 1866 года в Москве. Находясь на домашнем обучении, много читал и успешно изучал иностранные языки. Обучаясь позже в Первой Московской гимназии, он был быстро признан как один из лучших учеников.  Одним из любимых предметов Иванова была история, и Вячеслав поступил на Московский историко-филологический факультет, а затем продолжил обучение в Берлине. Вячеслав Иванов много путешествовал, объездил всю Европу. Именно этот опыт послужил началом для исследования дионисийского культа – важной точкой в жизни Иванова.



Как и многие из поэтов, Иванов написал свои первые стихотворения еще в детстве. Первая книга Вячеслава Иванова назывались «Кормчие звезды». Это был сборник стихотворений в духе зарождавшегося тогда символизма. В дальнейших стихотворениях Вячеслава Иванова можно встретить старинные речения и непривычный синтаксис, часто необходимо улавливать и понимать самые малоизвестные значения слов. Некоторые стихотворения Иванова кажутся на первый взгляд простыми, но в них нужно суметь увидеть тайный смысл.

Каменный дуб
«Хмурый молчальник, опять бормочу втихомолку стихами:
Хочет и каменный дуб майской листвой прозвенеть.
Дремлет в чеканной броне под бореями бурными зиму;
Зеленью свежей весна в пологах темных сквозит.
Черную ветвь разгляди – под металлом скорченных листьев
Ржавой смеется тюрьме нежный и детский побег».


Лебеди
«Лебеди белые кличут и плещутся...
Пруд — как могила, а запад — в пыланиях...
Дрожью предсмертною листья трепещутся
Сердце в последних сгорает желаниях!

Краски воздушные, повечерелые
К солнцу в невиданных льнут окрылениях...
Кличут над сумраком лебеди белые —
Сердце исходит в последних томлениях!

За мимолетно-отсветными бликами
С жалобой рея пронзенно-унылою,
В лад я пою с их вечерними кликами —
Лебедь седой над осенней могилою...».


Палачам
«В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Истлеет древко топора;
Не будет палача для казни.

И просвещенные сердца
Извергнут черную отраву —
И вашу славу и державу
Возненавидят до конца.

Бичуйте, Ксерксы, понт ревучий!
И ты, номадов дикий клан,
Стрелами поражая тучи,
Бессильный истощи колчан!

Так! Подлые вершите казни,
Пока ваш скиптр и царство тьмы!
Вместите дух в затвор тюрьмы! —
Гляжу вперед я без боязни».


Стихотворения В. И. Иванова звучат ярче при умелом исполнении. Предлагаем к просмотру лекцию Михаила Николаевича Костоломова «Поэт Вячеслав Иванов». Михаил Костоломов был известным в Выборге историком, переводчиком и гидом. Будучи виртуозом-исполнителем, М. Костоломов умел превратить каждое мероприятие в настоящее театральное представление и захватить слушателя.

М. Костоломов «Поэт Вячеслав Иванов»



В 1905 году В. Иванов вернулся на Родину. Он увидел уже другую Россию – в преддверии революции. Такие поэты, как Блок и Мережковский, стали частыми гостями в доме Иванова, который организовал свой особый кружок.



Дом Вячеслава Иванова, известный как «Башня» был оплотом новой творческой интеллигенции. Иванов стал духовным лидером символизма в Петербурге, отличительной чертой которого было соборное начало в культуре. Символисты, или младосимволисты, приветствовали становление новой России. Иванов создал принципиально новую теорию революционного искусства. Важнейшими составляющими новейшего искусства, и, в первую очередь, театра, должны были стать коллективность, широкое вовлечение народных масс, хоровое сопровождение и выход действа за пределы театральных подмостков – на улицу. Для выражения своих идей в 1907 году Иванов организовал издательство «Оры» – в противовес московскому издательству «Скорпион», проповедовавшему ценность «искусства для искусства».

В том же 1907 году Иванов стал преподавать на курсах Н. П. Раева. В «Автобиографическом письме» к Венгерову он писал:
«Я посвящал в последующие годы много усилий делу петербургского Религиозно-философского общества, а также делу Общества ревнителей художественного слова, основанного покойным Иннокентием Анненским, С. К. Маковским и мною, и в течение двух лет был преемником Анненского, в качестве преподавателя греческой и римской литературы, на Высших женских курсах Раева».

Если В. Иванов приветствовал первую революцию, то революцию 1917 года он не принял. Тем не мене, Иванов был вынужден сотрудничать с советской властью, и работал в Пролеткульте, а вскоре уехал в Баку, где преподавал филологию в местном университете. Там же он закончил свою известную диссертацию «Дионис и прадионисийство».



В предисловии к диссертации В. Иванов пишет:
«Могущественный импульс Фридриха Ницше обратил меня к изучению религии Диониса. Гениальный автор «Рождения Трагедии» показал в нем современности вневременное начало духа, животворящее жизнь, и как бы ее первого двигателя. В его пробуждении видел он залог всеобщего обновления. Но не то же ли, еще раньше, хотел сказать на своем языке Достоевский проповедью «приникновения» к Земле, «восторга и исступления»? Не оба ли верили в Диониса, как в «разрешителя» от уз «индивидуации», согласно шопенгауэровской идеологии и терминологии одного, – «обособлению) и «отъединения», по мысли другого? Поистине, оба говорили о той же силе, но сколь различна была обоих воля, сколь несогласны чаяния, сколь взаимно враждебны сознательное противление Платону одного и бессознательный платонизм другого!»

Для дионисийской религии Иванов считал принципиальным «мистический оргиастический ритуал, вселяющий ужас». Религия Диониса была для В. Иванова не древним мифом, а живым движением – ведь он сам стал свидетелем того, как отгремели революции, прошли Первая мировая и гражданская война.



Вячеслав Иванов стал широко известен и как переводчик – он блестяще перенес на русский язык сочинения Эсхила, Сафо, Петрарки. Полиглот и филолог, В. Иванов постоянно учился, всю жизнь он стремился узнать что-то новое. Его статьи, посвященные религии, философии, искусству, были необыкновенно популярны. Два сборника статей В. Иванова «По звездам» (1909 г.) и «Борозды и межи» (1916 г.) раскрыли миросозерцание поэта.



В 1918-19 гг. Иванов вынужден был переехать в Большой Афанасьевский переулок – наступило голодное время, нужно было экономить деньги. В 1920 году он провел несколько недель в санатории, где получал дополнительное питание. Там он делили комнату с М. О. Гершензоном, таким же, как и Иванов «переутомленным работником умственного труда». Между поэтом и историком возникла переписка о судьбах культуры после революции, о религии, русской идее и соборности, легшая затем в основу книги «Переписка из двух углов». Интересно, что Гершензон в письме Л. Шестову так вспоминал это время:

«Начал переписку он и стал понуждать меня отвечать ему письменно. Мне было неприятно, потому что в этом есть театральность, и я был очень слаб… Но он мучил меня до тех пор, пока я написал. Потом все время он отвечал тотчас, а я тянул ответ по много дней, и он пилил меня… По моему настоянию и прервали на 6-й паре; он хотел, чтобы была «книга».

Когда в 1924 году Иванова отправили в командировку в Италию, то он принял решение не возвращаться обратно в СССР. Обосновавшись в Риме, Иванов написал свои последние сборники стихотворений: «Римский Дневник» и «Римские Сонеты». Там же, в Риме, 16 июля 1949 года Вячеслав Иванов покинул этот мир.



Последним творением В. Иванова можно считать  исторический эпос «Повесть о Светомире царевиче». Эту повесть часто называют поэмой, потому что она стилизована под средневековую повесть или житие и пронизана сказочными и легендарными мотивами. Сегодня повесть считается одним из наиболее выдающихся произведений русской литературы ХХ века. В ней можно увидеть такие жанры, как летопись и легенда, рыцарский роман и апокриф. Старец-инок рассказывает читателю о легендарном герое – царевиче Светомире. Язык повести можно отнести к средневековой литературе, воспевающей подвиги мифических героев. Так, в повести есть эпизод о Христофоре, исполине, желающему служить самому сильному господину, которого, в виде Младенца он перенес через поток. Христофор говорит Младенцу: «тяжел ты был, точно я бремя всего мира на себя взял». Отвечает Младенец: «оно не удивительно, что тяжело тебе было, ибо ты нес мир и Творца мира». В повести о Светомире отразилась широчайшая эрудиция Иванова, обусловленная его образованием и  профессиональными занятиями.




Вячеслав Иванов: исследования и материалы / Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом), Исслед. центр Вячеслава Иванова в Риме. – Санкт-Петербург : Издательство "Пушкинского фонда", 2010 – . Вып. 3 / ответственные редакторы: С. В. Федотова, А. Б. Шишкин. – 2018. – 479, [1] с.

В основе третьего выпуска сборника «Вячеслав Иванов: исследования и материалы» лежат работы российских и зарубежных ученых, посвященные философской и театрально-музыкальной проблематике в творчестве Вяч. Иванова, а также вопросам его поэтики и стихосложения. Значительную часть книги составляют впервые публикуемые архивные материалы, освещающие различные стороны биографии и послереволюционной деятельности Иванова (студенческие годы в Берлине, бытовые обстоятельства переселения Иванова с семьей в Москву в 1913 году, сотрудничество с Наркомпросом, взаимоотношения с критиком К. Чуковским), а также новонайденные переводы Иванова, черновые записи о Гуссерле и считавшийся утраченным портрет поэта работы М. Сабашниковой. Работа Е. А. Тахо-Годи посвящена историософии «Повести о Царевиче Светомире». А. Дудек анализирует музыкальную эстетику Вячеслава Иванова. Интересна статься М. Вахтель «Вяч. Иванов – студент Берлинского университета», в которой рассказывается о студенческих годах поэта и его работе над диссертацией. Множество статей в сборнике посвящено стихотворениям В. Иванова, их тонкому анализу.




Иванов, Вячеслав Иванович (1866 – 1949). По звездам: опыты философские, эстетические и критические : статьи и афоризмы. – Санкт-Петербург : Пушкинский дом, 2018 – . – 25 см. – (Собрание сочинений). Кн. 1, 2 : Примечания / ответственный редактор К. А. Кумпан. – 2018.

Издание содержит в себе историю работы Вячеслава Иванова над сборником «По звездам», а также литературно-философские, критические и публицистические статьи. Это известные «Ницше и Дионис», «О Шиллере», «Идея неприятия мира», «Байрон и идея анархии», «Две стихии в современном символизме» и другие работы. Текстологически выверенный корпус статей приводится на основе изучения выявленных к настоящему времени источников – как печатных, так и рукописных. Тексты сопровождаются необходимыми сведениями, характеризующими историю их создания, особенности содержания, их восприятие современниками, а также включают объяснения и толкования историко-культурных реалий. Издание сборника статей Вяч. Иванова «По pвездам» с установлением критического текста и развернутым многоаспектным научным аппаратом предпринято впервые.




Вяч. Иванов: pro et contra: личность и творчество Вячеслава Иванова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей : антология / Рус. христиан. гуманит. акад. – Санкт-Петербург : РХГА, 2016 – . – 22 см. – (Русский Путь: pro et contra). Т. 1, 2 / [сост.: К. Г. Исупов, А. Б. Шишкин].

Первый том антологии представляет широкий спектр отзывов и оценок личности и творчества Вяч. Иванова, центрального персонажа петербургского символизма. Среди материалов книги -более 80 критических и мемуарных откликов, многие из которых были напечатаны в редких эмигрантских газетах и журналах и никогда не переиздавались.
Второй том антологии включает четыре раздела, разным образом представляющих личность, творчество и влияние поэта и мыслителя. В первом собраны научные статьи 1922-2010 гг., исследующие его роль в развитии культуры и теоретической мысли русского символизма. Эти русские, английские, американские и польские работы написаны в рамках различных направлений и методологий. Второй раздел содержит выдержки из переписки, эпистолярных диалогов Вяч. Иванова 1907-1948 гг. с поэтами, философами и учеными его времени. В избранных фрагментах Иванов является не только субъектом, но и объектом высказываний, как полемических, так и апологетических; культурная роль его обсуждается современниками с ним самим параллельно ее осуществлению. Отдельные разделы представляют фигуру Вяч. Иванова в стихах и пародиях современников – в круге как его единомышленников, так и противников.




Русская классика: pro et contra: серебряный век : антология / Русская христианская гуманитарная академия. – Санкт-Петербург : издательство Русской Христианской гуманитарной академии, 2017. – 987 с.

Антология подготовлена в рамках исследовательского проекта «Философская рефлексия русской классической литературы в отечественной и зарубежной мысли» и представляет собой подборку наиболее значимых текстов писателей, критиков и исследователей конца XIX- начала ХХ века, осмысляющих пути развития русской литературы, ее цели и ценностные ориентиры, а также представляющие первые оценки ее как явления национального самосознания. Основная идея антологии – познакомить читателей с эволюцией взглядов философов и литераторов начала ХХ века. Кардинальному обновлению и позитивной переоценке подверглись не только ценности родной и мировой классики, но и все пространство эстетического творчества, научной и богословской мысли. Идеологические конструкции прошлого были освещены с позиции новой критики, которая назвала себя философской критикой. Философская критика стала адекватным способом самооценки культурной современности – от быта до философии творчества. В социальных условиях, наименее благоприятных для зодчества новой культуры, люди Серебряного века героически предстояли ужасам войны, революции, разрухи и нравственного оскудения. Одним из таких людей был Вячеслав Иванов.

Приятного чтения!

Резник Марина Васильевна
Tags: писатели, поэзия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments