Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Category:

Честное мнение. Делимся впечатлениями о творчестве Людмилы Петрушевской

Людмила Стефановна Петрушевская родилась в Москве в 1938 году, выпускница факультета журналистики МГУ, прозаик, поэтесса, драматург, сценарист, переводчица, автор более 50 книг. Это романы, эссе, сборники прозы, поэзии, сказки, мистические рассказы.

Произведения Людмилы Петрушевской переведены более чем на 20 языков, получили широкое признание во всем мире. Она лауреат Государственной премии, премии «Триумф», международной Пушкинской премии, театральной премии Станиславского и др.

На этот раз для рубрики #честное_мнение каждый сотрудник отдела городского абонемента сам выбирал книгу Людмилы Стефановны для ознакомления, согласно личным предпочтениям.

Если вы читали произведения Людмилы Петрушевской, обязательно поделитесь своими впечатлениями в комментариях. Нам очень интересно узнать ваше мнение.

Галина Бондарева о сборнике «Черная бабочка»



С творчеством Людмилы Петрушевской познакомилась впервые, прочитав сборник “Черная бабочка”. В него вошли рассказы, диалоги, комическая пьеса и современные или как они называются в книге “нынешние сказки”.

Скажу честно, сначала испытала замешательство от специфического изложения, от тяжелых жизненных ситуаций, очень разнообразных, порой жестоких. В некоторых произведениях присутствует атмосфера чего-то таинственного и рокового.

Но дойдя до сказок, заметила, что хочу читать дальше. Сказки, несмотря на переплетающиеся, где-то безысходные, где-то угнетающие эпизоды, заканчиваются обнадеживающе, и это, конечно, радует. Хочется отметить рассказ “Черная бабочка”, содержащий мистические и загадочные моменты.

Ну а в целом, автор повседневным и непринужденным языком описывает истории о жизни и любви, о добре и зле, об отношениях между людьми и бытовых проблемах.

Надежда Чооду о сборнике «Нагайна, или Измененное время»



Сборник понравился. Хороший язык, интересные рассказы. Малая форма, на мой взгляд, удается писателям обычно хуже. Здесь же написано крепко, и нить повествования не разваливается из-за попытки притянуть сюрреализм, фольклорные мотивы или магический реализм, хотя это несомненно есть.

В сборнике все органично, не всегда приятно, но именно – органично. Где-то я все же запнулась об текст, если можно так выразиться, но это скорее с непривычки. Это современная литература, но темп ее очень отличается от большинства и не терпит поспешности, так как написано для того, чтобы задуматься (и не всегда напрямую о тексте), а не удовлетворения потребности в бездумном чтении.

Надежда Рогина о сборнике «Не садись в машину, где двое»



Невероятно проницательная Людмила Петрушевская, как рентген высвечивает самые темные, мрачные стороны нашей бытовой жизни. Грязно? Нет! Наоборот – кристально чисто! Честно, концентрированно, с особым вниманием к деталям. Её проза, как маяк в ночном океане, или как знак «стоп» на дороге, словно предупреждение всем, куда двигаться можно, а куда - ни в коем случае нельзя!

Люди, о которых написано в ее рассказах, находятся где-то по - соседству с нами: в соседнем подъезде, дворе, о таких, иной раз, сообщают в криминальных сводках. О них, порой, «ни думать, ни говорить» не хочется: пьяницы, наркозависимые, бандиты.

Или находящиеся на грани: те, что ещё вчера влюблялись, мечтали, строили планы на будущее, а сегодня - едва сводят концы с концами. Оторваться от живых и громких историй автора не просто. Кто боится «испачкаться», так лучше и не подходить вовсе – неуютность, беспокойство и душевный разлад гарантированы.

А если решитесь и прочтете хотя бы один рассказ, считайте - пропали. Вас будет тревожить судьба каждого «маленького человека» из сборника «Не садись в машину…».

Ирина Лысенко о книге «Волшебные истории. Новые приключения Елены Прекрасной»



С творчеством Людмилы Петрушевской я не была знакома, поэтому с большим интересом прочитала книгу  "Волшебные истории. Новые приключения Елены Прекрасной". Это сборник, состоящий из восьми сказок, написан для взрослых читателей.

Автор в своих историях сочетает вымысел с реальным современным миром. Герои из сказок и мифа, волшебные предметы появляются в нашей действительности, чтобы обличить пороки общества: жадность, бездуховность, преклонение перед материальными ценностями.

Хочется отметить, что у Людмилы Петрушевской, как и во всех сказках, добро, искренняя и настоящая любовь побеждают зло и отрицательных героев. Волшебные истории написаны хорошим слогом и, конечно, рекомендую к прочтению!

Евгения Тукиш о рассказах и сказках



С творчеством Людмилы Петрушевской до этого никогда не сталкивалась. Слышала, что писательница пользуется популярностью среди читателей. Прочитала немного, всего несколько рассказов. Читаются рассказы легко. Есть поучительные, есть у Петрушевской и сказки.

Читая сказку «Один исключительно добрый волшебник», поймала себя на том, что смеюсь, не во весь голос, но в душе, конечно, улыбнулась. Другие, прочитанные мной рассказы, оказались также легкими и необременительными – помогут скоротать вечер, или же просто для разнообразия.

Зарина Якупова о романе «Время ночь»



Выбрала это произведение за драматичность. Главная героиня пожилая поэтесса Анна Андрияновна – растерянная несчастная женщина, живущая с внуком и детьми. В небольшой квартирке, на случайные нищенские подработки, имея, ко всему прочему, дементную мать в психиатрической больнице. Дочь рожает третьего ребенка, зять растворяется в толпе, вышедший из тюрьмы сын по вечерам пинает дверь, требуя денег.

При всем этом героиня сохраняет некую возвышенность души, тягу к прекрасному, она пишет стихи и верит первому встречному мошеннику, пытаясь помочь тому купить «лекарства для больной лошади»(!). Отдельной темой идет ее безумная любовь к внуку, ее попытки радовать его, ее обида за него. Правда, выглядит это нелепо и малахольно. Несчастный ребенок, которому отказано практически во всем, научился ее использовать, но не смог любить и уважать.

Петрушевская, как всегда, физиологична. Хочу отметить, что при всей описанной безысходности, в романе есть действительно смешные моменты. И еще, не смотря на экзальтированность и простодушие, А. А. является сильной героиней, которая лучше прочих ее окружающих со всем справляется и является единственной опорой своей бедовой семейки.

Марина Резник о сказке «Глупая принцесса»



Сказку Людмилы Стефановны Петрушевской «Глупая принцесса» я прочитала уже давно. Она была написана в 1990-е годы, когда наша страна переживала трудные времена. Эта история совсем небольшая, но мне запомнилась глупенькая принцесса Ира, которая любила говорить правду, а также охраняла все живое, будь-то блохи или другие насекомые, растения или животные.

Из-за Ирины часто случались неприятности – то она честно говорит гостям, что все они – воры, потому что родители однажды так и сказали, и тогда начинается политический скандал, то выкинет другую штуку. Но разве так глупа принцесса? А может глупым стал мир людей, в котором осуждаются честность, правдивость и забота об окружающих? Однажды злобный Петр привел на прием к принцессе своего осла, который заболел.

Петр никак не мог понять, зачем тратить деньги на то, чтобы кормить никому ненужных животных. Он давно уже любил хорошенькую принцессу, но теперь увидел, что она действительно глупа, как ребенок. В сказке, как и положено, счастливый конец. Противоположности притягиваются, и одна крайность уравновешивает другую. Эта милая сказка для детей непременно понравится и взрослым читателям!

Никита Лейченко о сборнике «Странствия по поводу смерти»



Знакомства с творчеством Петрушевской вызвали чувства смешанные и даже противоречивые.

К достоинствам следует отнести необычный язык. На него сразу обращаешь внимание: это нечто среднее между сказочным фольклором, еврейскими анекдотическими зарисовками и «высокоинтеллектуальным» слогом. Среди бесчисленной массы стилистически похожих друг на друга произведений книга Петрушевской заметно выделяется – невольно запоминаешь целые куски текста.

На протяжении всей книги постоянно возникает ощущение присутствия «духа театра» в произведениях – рассказы больше походят на пьесы. Здесь герои гиперболизированы настолько, насколько это вообще позволяет сделать литература и здравый смысл. Вольно-невольно, а делаешь-таки при прочтении сочувственный вздох.

Наконец, последний и самый спорный для меня плюс – рассказы, мне попавшиеся, ну очень мрачные. Давненько я не встречал в литературе смерти такой живой и ужасающей – сейчас как раз в литературе говорится о смерти, как о чём-то обыденном и даже скучном. В рассказах Петрушевской смерть вроде бы тоже обыденна, скучна, но события ей сопутствующие пугают даже огромного здорового мужчину, вроде меня.

Есть и недостатки. Читая Петрушевскую, постоянно кажется, что она отсылает тебя к произведениям классической литературы, к извечным вопросам. Ты начинаешь искать образы, символы, но всё напрасно – они погребены под тоннами слов, порой ненужных и лишних. Читая, понимаешь, что текст необычный, умный, но поиску смыслов мешает выбранный писательницей стиль.

Говоря о мрачности, рассказы показались слишком бытовыми и «чернушными». В этом я вижу некое противоречие: с одной стороны - глубина и мысль, с другой - банальная «бытовуха», да ещё и намеренно гиперболизированная. Иногда это здорово – создаёт атмосферу, но к концу книги от этого, явно, устаёшь.

На мой взгляд, произведения Петрушевской идеально смотрелись бы на театральной сцене – я бы с удовольствием сходил на спектакль. В качестве книжного аналога, рассказы для меня оказались нежизнеспособны.

Татьяна Фирсова о повести «Свой круг»



Людмила Петрушевская – известная российская писательница. Ее литературное творчество широко представлено в нашей стране. Из произведений Л. Петрушевской, я выбрала повесть «Свой круг».

Повесть привлекла меня актуальностью темы: автор описывает проблему алкоголизма среди молодежи. Серж, Лена, Таня, Андрей, Марина – друзья. Их объединяет не только определенный уровень общения, но и любовь к алкоголю. «Пьяные пятницы» – стали составной частью их жизни. Герои повести деморализованные личности, которые не пытаются вернуться к нормальной жизни. Поведение главной героини в конце повести шокирует своей жестокостью по отношению к своему ребенку.

На мой взгляд, назначение литературы состоит не только в том, чтобы отражать жизнь, но и помогать героям произведения найти выход из тупика, преодолеть трудности. В данном произведении автор глубоко описывает проблему, но не показывает пути выхода из нее, в следствие чего произведение Л. Петрушевской «Свой круг» кажется незаконченным.

В следующем выпуске рубрики #честное_мнение обсуждаем произведение Франца Кафки «Превращение».

Приятного и полезного чтения!
Tags: #честное_мнение, книга, художественная литература, честное_мнение, что_читать
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments