Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Categories:

Новинки электрон. библиотеки: Альбом типовых чертежей. Постройка Ачинск-Минусинской железной дороги

В нашей электронной библиотеке появилось уникальное издание 1914–1915 г. «Альбом типовых чертежей. Постройка Ачинск-Минусинской железной дороги». Оригинал печатного издания Общества Ачинск-Минусинской железной дороги хранится в Музее истории Красноярской железной дороги.

Впервые вопрос строительства железнодорожной линии Ачинск–Минусинск был поднят Ачинской городской думой в 1899 г. Инициатором и духовным вдохновителем этого проекта магистрали явилась Вера Арсеньевна Баландина, уроженка села Новоселово Минусинского уезда Енисейской губернии, одна из самых образованных женщин не только Сибири, но и России.



Подробнее о Вере Арсеньевне можно прочитать здесь и здесь.

Вера Баландина – очень интересная личность. Кстати, она является прототипом Нины Куприяновой – персонажа романа «Угрюм-река», жены главного героя Прохора Громова.
В 1907 году предпринимательница открыла предприятие по добыче каменного угля с месторождения Кара-Тигей в Хакасии, основав тем самым будущий город угольщиков Черногорск. Для вывоза угля к перевалочной пристани на Енисее была построена узкоколейная железная дорога.

Ощущая острый дефицит путей сообщения для промышленного освоения родного края, купцы Баландины учредили в 1910 году акционерное общество «Ачминдор» и начали разработку проекта строительства полноценной железной дороги из Ачинска в Минусинск.




Вложив в дело собственные средства и организовав банковское софинансирование, Вера Арсеньевна почти на семь лет погрузилась в строительство дороги. События Первой мировой войны, Октябрьской революции и Гражданской войны то и дело приостанавливали этот важный для приенисейского края транспортный проект.

Проницательность экономической мысли этой женщины оценили большевики. Они с 1922 по 1926 год достроили Ачинско-Минусинскую железную дорогу, которая замкнулась на Транссиб и стала первой частью будущего южного хода Красноярской железной дороги.

Просматривая «Альбом типовых чертежей», удивляешься серьезному подходу к строительству линейных и станционных гражданских сооружений на линии Ачинск – Абакан.
Посмотрите сами некоторые из этих чертежей. Например:

Типовые чертежи домов

Дом для начальника депо, его конторы, конторщика и сторожа на станциях Ужур, Ачинск, Абакан  площадью 55. 78 кв. саж. (1 кв. сажень=4,552 кв. м.):






Проект врачебного приемного покоя с квартирой фельдшера на станциях Ужур, Ачинск, Сон, Абакан площадью 34, 25 кв. саж.:




Различные детали этих домов (типы дверей, окон, печей т. д)






Проект стрелочной будки




Проекты ледников, помойных ям, отхожих мест при станционных жилых домах




Проекты сараев и коровников




Проекты ограды и сплошных заборов, проекты колодца, проект погреба для хранения керосина






Посмотреть «Альбом типовых чертежей» вы можете в нашей электронной библиотеке.
Tags: история, краеведение, транспорт, электронные ресурсы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment