Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Category:

Сергей Прокофьев – 130 лет со дня рождения композитора

«Что главное в музыке Прокофьева? Невероятная широта восприятия мира,
богатство человеческих чувств и мыслей»

Д. Б. Кабалевский

Сергей Сергеевич Прокофьев (23 апреля 1891 – 5 марта 1953) – крупнейший советский композитор, автор известных во всем мире балетов «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Каменный цветок», опер «Любовь к трем апельсинам», «Война и мир», «Семен Котко». В концертных залах многих стран исполняются его произведения.



Сергей Прокофьев родился в Екатеринославской губернии, современном Донбассе. Тогда в нем располагалось имение Сонцовка. Глава семьи Сергей Алексеевич Прокофьев работал управляющим в имении у помещика. Мама Мария Григорьевна была музыкально очень одаренной и стала обучать маленького Сережу игре на инструментах.



Так, уже в 5 лет Сережу посадили за пианино, и вскоре он сам стал сочинять песни и пьесы. Походы в театр приводили его в восторг – «Князь Игорь», «Спящая красавица», «Фауст» открыли для мальчика волшебный мир. Сергей загорелся мечтой самому написать сценарий и музыку к спектаклю. В десять лет он создал свои первые произведения – «Великан» и «На пустынных островах». Одаренного ребенка мама несколько раз возила в Москву – профессор консерватории С. Танеев послушал игру Сергея и порекомендовал ему серьезно обучаться музыке. Семья Прокофьева последовала этому совету, и к мальчику приехал композитор Р. Глиэр. Он помог становлению юного дарования – обучил его музыкальной теории, гармонии и композиции. Вскоре Сергей поступил в Петербургскую консерваторию и окончил ее сразу по трем направлениям – как пианист, композитор и органист.

После окончания учебы он поехал в Лондон, где познакомился с Сергеем Дягилевым. Так слава Прокофьева как блестящего пианиста стала крепнуть за рубежом. Он очень нравился западной публике своей смелостью и необычностью исполнения. Заграница все больше притягивала Прокофьева и в 1918 году он уезжает с гастролями в США, Японию, Францию, Кубу, но очень тоскует по Родине:
«Я должен снова окунуться в атмосферу моей родины, я должен снова видеть настоящую зиму и весну, я должен слышать русскую речь, беседовать с людьми, близкими мне. И это даст мне то, чего так здесь не хватает, ибо их песни – мои песни».





Находясь за границей, Прокофьев женился на испанке Каролине (Лине) Кодина-Любера. У них родились двое сыновей – Олег и Святослав. В 1927, 1929 и 1932 гг. Прокофьев выступал в СССР с концертными программами, но только в 1936 году вместе с супругой и детьми окончательно вернулся на Родину. После возвращения Прокофьев выезжал в Европу и США только два раза: в 1936-37 гг. и в 1938-39 гг. во время творческих выступлений.

В это время изменился и музыкальный стиль композитора – если раньше Сергей Сергеевич играл с напором и энергией, используя громкие диссонансы, то с началом 1930-х гг. стиль Прокофьева становится более умеренным, он успешно сочетает в себе модернизм, импрессионизма и поздний романтизм. Композитор уменьшил долю резких и мрачных звучаний, и его музыка стала более светлой и мелодичной. Прокофьев всегда предпочитал творчество исполнительству, несмотря на то, что был прекрасным пианистом. Его музыку вскоре стали исполнять известные артисты: А. Боровский, Э. Петри, В. Горовец, А. Рубинштейн. Произведения Прокофьева сочетают в себе как новаторские, так и традиционные приемы композиции, что видно в таких постановках, как «Обручение в монастыре» и «Ромео и Джульетта». Известный музыковед и педагог М. Тараканов выразил свое восхищение музыкальным талантом Прокофьева:
«Прокофьев – исключительное, неповторимое явление. Его музыку практически нельзя втиснуть в классификационный ящичек картотеки стилей».





Прокофьев увлекался спортом, занимался в известном гимнастическом обществе «Сокол», но особенно любил шахматы. Он играл отменно, не боялся вступить в схватку с профессионалами. Его сын Олег вспоминал:
«Когда мы поселились в Москве на Чкаловской улице, нашим соседом оказался молодой Давид Ойстрах, ставший опасным соперником по шахматам. В Центральном доме работников искусств в 1937 году между ними состоялся матч и блестящий в техническом отношении скрипач композитора обыграл».



Прокофьев написал много произведений для детей. Это песни, сборники фортепианных пьес, и знаменитая симфоническая сказка «Петя и волк». По сюжету сказки дедушка предупреждает внука о том, что в лесу ходит большой серый Волк, но по заверениям Пети, пионеры не боятся волков. Сказка была написана в 1936 году и призвана помочь детям познакомиться с тембрами симфонического оркестра. Все роли в сказке исполняют музыкальные инструменты, и каждый персонаж охарактеризован определенным инструментом или группой инструментов: Волк – валторнами, Птичка – флейтой, Утка – гобоем, мальчик Петя – группой струнных инструментов. Позднее эту сказку экранизировал знаменитый мультипликатор Уолт Дисней.

Сергей Прокофьев. «Петя и волк», 1976 г.




Прокофьев и Эйзенштейн

С. Прокофьев успешно сотрудничал с кино и писал музыку к фильмам. Вместе с Сергеем Эйзенштейном он работал над фильмом «Александр Невский». Сочинив музыку для фильма, Прокофьев написал кантату на тему из этого фильма. Она состоит из семи частей: «Русь под игом монгольским», «Песня об Александре Невском», «Крестоносцы во Пскове», «Вставайте, люди русские», «Ледовое побоище», «Мертвое поле», «Въезд Александра во Псков». При первом исполнении в Москве в мае 1939 года Прокофьев сам встал за дирижерский пульт.

«Вставайте, люди русские!» Кантата Сергея Прокофьева «Александр Невский»



Перед началом Великой Отечественной войны Прокофьев работал над операми «Обручение в монастыре» и «Семен Котко». Первая опера была поставлена по комедии Р. Шеридана «Дуэнья», а вторая опера – по повести Валентина Катаева «Я сын трудового народа». Она рассказывает о Первой мировой войне и о событиях 1918 г. на Украине, ее оккупации немцами. В военные годы была написана опера «Война и мир», создан балет «Золушка» и Пятая симфония. Как и Седьмая симфония Шостаковича, Пятая симфония Прокофьева была особенной. В 1944 году композитор сам был на дирижерском месте, а в это время над Москвой раздавались артиллерийские залпы. Так столица нашей Родины радовалась очередной победе над войсками фашистов.


Мира и Сергей

После войны в семейной жизни Прокофьева наступило непростое время. Сергей Сергеевич тогда уже не жил с Линой Ивановной. Их брак согласно советскому законодательству был признан недействительным. В 1948 году Прокофьев женился на Мире Мендельсон, с которой впервые познакомился в 1938 году, когда она, молодая студентка Литературного института, приехала отдыхать в Кисловодск. Первая же супруга Лина пережила арест и лагеря. В 1956 году она уехала в Германию, но до последних дней вспоминала свою трагичную любовь к Сергею Прокофьеву:

«Вы знаете, что говорить откровенно было нельзя. Постепенно становилось ясно, что это за дикий бесчеловечный режим. Я всегда думала, что мы можем уехать. Когда начались аресты в 1936 году, я хотела уехать. Я это чувствовала и нервничала. У него были его друзья, а у меня никого не было. В доме люди с нижнего этажа были арестованы. Прокофьева смутило, что они были объявлены предателями. Я была иностранкой, у меня были хорошие знакомые, но они боялись входить со мной в слишком дружеские отношения. Меня предупреждали, чтобы я не ходила в иностранные посольства. Шли чистки, все боялись арестов, у большинства людей были приготовлены маленькие чемоданчики. У меня не было причин бояться, совесть моя была чиста. Атмосфера была напряжённой. Один раз ночью в сильном стрессе я узнала, что одного знакомого человека взяли. Я сказала, что хочу вернуться обратно к маме. Сергей ответил: подожди, это временно, всё пройдёт. Можно было услышать, как хлопали двери, все чувства были наэлектризованы, накалены. Все звуки ловились как антеннами».

Жена-иностранка у всемирно известного советского композитора явно не устраивала советское руководство. Но никто точно не знает, была ли Мира Мендельсон подослана спецслужбами, чтобы сделать из Прокофьева образцового советского гражданина. Тем не менее, Мира была с Прокофьевым до конца – как супруга и как сиделка. В начале 1945 года Прокофьев поскользнулся и сильно ударился затылком, что привело к первому инсульту. После войны здоровье композитора стало ухудшаться. Он уже не мог посещать свой любимый театр и постоянно жил на даче. Прокофьев уже давно страдал от головной боли, но в пожилом возрасте она стала просто невыносимой. В 1949 году случился второй инсульт, от которого композитор так и не смог оправиться. Он скончался от гипертонического криза 5 марта 1953 года – в один день со Сталиным, поэтому его похороны остались в тени.

Незадолго до смерти Прокофьев успел завершить работу над балетом «Каменный цветок» по рассказу Бажова, а также сочинил оперу «Повесть о настоящем человеке». Композитор А. И Хачатурян вспоминал:

«Когда думаешь о том, что музыка балета «Каменный цветок» написана в последние годы жизни С. Прокофьева, в то время как смертельная болезнь не позволяла композитору работать больше тридцати-сорока минут в день, с особой отчетливостью представляешь огромную силу его творческого дара, неистощимый родник его мелодий – таких русских по духу, по интонациям и таких новых, таких неповторимо «прокофьевских». Музыка «Каменного цветка» – это сплошной поток мелодий, идущих от сердца к сердцу, от самых истоков русской песенности. Какие там хороводы, какие зажигательные пляски – русские, цыганские! Какой страстью и молодостью дышат страницы, посвященные сценам Хозяйки Медной горы, Данилы и Катерины! Как рельефно, зримо, выразительно нарисован музыкой образ злодея Северьяна! Так же как «Ромео и Джульетта» и «Золушка», музыка последнего балета Прокофьева войдет в золотой фонд русской балетной классики».




Творчество Прокофьева получило всемирное признание. Наряду с другими композиторами Прокофьев определил новые пути развития музыки XX века. Подробнее о жизни великого композитора можно узнать из фильма «Гении. Сергей Прокофьев».




Что читать о Сергее Прокофьеве:

Вишневецкий, Игорь Георгиевич. Сергей Прокофьев / Игорь Вишневецкий. – Москва : Молодая гвардия, 2009. – 701, [2] с., [16] л. ил., портр., факс. с.

В биографии Сергея Прокофьева, написанной поэтом, литературоведом и культурологом Игорем Вишневецким в 2009 году, представлен современный взгляд на жизнь и творчество великого композитора и – впервые под одной обложкой, к тому же на русском языке – приведен огромный объем материала, либо рассредоточенного в специальных, недоступных широкому кругу читателей изданиях, либо вообще неизвестного. Тщательно проработанная архивная и мемуарная фактура, широкий контекстный охват, пристальный психологически ракурс, трезвость и зоркость музыковеда-аналитика – вот основные черты этой книги. Прокофьев серьезно облегчил работу биографа, оставив обширный архив: дневник, письма, альбомы с газетными и журнальными вырезками. Кроме того, Вишневецкий анализирует и мало кому известное литературное наследие Прокофьева (рассказы, стихи). Вишневецкий представил своего героя в разных ипостасях, создав мало похожий на прежние портрет нашего соотечественника в контексте той эпохи.


Моррисон, Саймон. Лина и Сергей Прокофьевы: история любви / Саймон Моррисон ; [пер. с англ. Г. В. Максимюк]. – Москва : Центрполиграф, [2014]. – 381, [2] с.

Саймон Моррисон, музыковед, профессор Принстонского университета, написал книгу о Лине Прокофьевой, урожденной Каролине Кодине, – «загадочной, неотразимой, надменной, несносной, кокетливой, капризной, упрямой и... мужественной». На основе огромного количества документов автор воссоздал жизнь красивой, умной, образованной женщины, певицы, выступавшей под псевдонимом Лина Любера, жены величайшего композитора XX века Сергея Прокофьева, ценой брака с которым стали восемь лет лагерей.


Нестьева, Марина Израилевна. Сергей Прокофьев: солнечный гений / Марина Нестьева. – Москва : АСТ : ОГИЗ, 2019. – 318, [1] с., [8] л. ил. с.

Эта книга о жизни и творчестве Сергея Прокофьева – одного из выдающихся композиторов прошлого столетия и основателей русско-советской композиторской школы. Ученик Римского-Корсакова и Лядова, он с ранних лет был ниспровергателем отживших традиций и канонов в классической музыке.
Сергей Прокофьев принадлежал к той плеяде творцов, кто создавал новую музыку по своим правилам, где каждое произведение пронизано глубиной и силой чувств собственного мироощущения. Современники и исследователи часто сравнивали Прокофьева с солнцем – из-за беззаботного, легкого характера, манеры общения, любви к шуткам, каламбурам, остротам. Впрочем, настроения у него, как и у всех, бывали разные. Он испытывал страсти, переживания, но показывал их только близким. В дневнике композитор часто рефлексировал о своем характере: о потребности в свободе и независимости и одновременно деспотизме, о редких, но интенсивных вспышках гнева, о «необыкновенно острой» природной обидчивости. Эти эмоции и переживания выбивали Прокофьева из бодрого, активного, действенного и радостного настроения – он пытался побороть их и прийти к душевному равновесию. К концу жизни его скрытность стала еще сильнее. Находясь под давлением советской власти, получая запреты на исполнения своих сочинений и в то же время пытаясь подстроиться под требования официального стиля, он все больше уходил в себя.


Прокофьев, Сергей Сергеевич. Дневник, 1907-1933. – Париж : sprkfv, 2002 – . Ч. 1 : 1907-1918, Ч. 2 : 1919-1933. – 2002.

Сергей Прокофьев стал вести дневники с 16-летнего возраста. Он специально разработал скоропись – писал слова без гласных. Часть дневников Прокофьева осталась в США, часть вернулась на Родину. Дневники за 1907-33 гг. рассказывают о Петербургской консерватории, о путешествиях в США и Европу с «Русскими балетами» С. П. Дягилева, о возвращении в новую страну – СССР. Записи в дневнике обрываются на 1933-м годе, а в 1936 году Прокофьев возвращается на Родину. Он понимает, как сильно изменилась Россия и нужно быть осторожнее. В то же время по приезду наступает расцвет творчества Прокофьева – он работает с упоением, создавая подлинные шедевры.


Прокофьев, Сергей Сергеевич. Сергей Прокофьев – Сергей Кусевицкий: переписка, 1910-1953 / подгот. текста и коммент.: Виктор Юзефович. – Москва : Дека-ВС, 2011. – 531, [2] с.

Переписка Сергея Прокофьева и Сергея Кусевицкого продолжалась около четырех десятилетий. В ней запечатлены все этапы их сотрудничества, она содержит массу интереснейших фактов жизни и творчества композитора и дирижера, а также многих других музыкантов, сотрудничавших с ними. Сергей Прокофьев был одним из немногих, кто не только активно переписывался с коллегами и друзьями, но сохранил высочайшую культуру письма как литературного жанра. Письма Прокофьева несут в себе приметы яркого литературного дарования композитора, несравненные образцы его неповторимого стиля и тонкого, отсвечивающего иронией юмора. Большинство писем публикуется впервые. Круг корреспондентов Прокофьева был чрезвычайно широк. Николай Мясковский и Борис Асафьев, Игорь Стравинский и Сергей Дягилев, Всеволод Мейерхольд и Сергей Эйзенштейн, Петр Сувчинский, Владимир Держановский и Константин Бальмонт, Нина Кошиц и Фатьма Ханум Самойленко. В переписке Прокофьева и Кусевицкого запечатлены все этапы их сотрудничества, она содержит массу интереснейших реалий жизни и творчества каждого из музыкантов.


Прокофьева Е. "Ты как жизнь его прими..." / Елена Прокофьева // Gala Биография. – 2015. – № 12. – С. 48-64
О жизни и творческой деятельности известного советского композитора Сергея Прокофьева и его любви к Мире Мендельсон.


Розенфельд, Борис Матвеевич. Кисловодск – приют прекрасных вдохновений / Б. М. Розенфельд ; ответственный редактор С. Н. Парамонов. – Пятигорск : СНЕГ, 2020. – 253, [2] с.

Каждый, кто хоть раз побывал в Кисловодске, навсегда влюбляется в эту солнечную жемчужину Кавказа. Книга посвящена замечательным людям, героям культуры России: писателям – А.П. Чехову, Д. Н. Мамину-Сибиряку, А. И. Солженицыну; композиторам – М. И. Глинке, А. А. Алябьеву, С. В. Рахманинову, С. С. Прокофьеву; знаменитым артистам – Ф. И. Шаляпину, Л. В. Собинову, Айседоре Дункан. Герои данного издания разные по своему величию и значению в истории Ставропольского края и города Кисловодска, но главное – эти личности оставили незабываемый след на земле Кавказа. В книге рассказывается о людях, чье творчество долгие годы было незаслуженно забыто, таких как Д. П. Ознобишин, М. А. Гамазов, А. С. Кочетков. Книга «Приют прекрасных вдохновений» – памятник этим талантливым людям. Именно в Кисловодске Сергей Прокофьев впервые повстречал Миру Мендельсон, ставшую его супругой.


Чемберджи, Валентина Николаевна. В доме музыка жила: Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев, Святослав Рихтер : [рассказы о музыкантах] / Валентина Чемберджи. – Москва : АСТ, 2017. – 349, [1] с., [16] л. ил. с.

Книга филолога и переводчицы Валентины Чемберджи, дочери композиторов Николая Чемберджи и Зары Левиной, представляет собой рассказы о музыкантах, среди которых она выросла и провела большую часть своей жизни. Жанр рукописи – не мемуары, а скорее наброски к портретам музыкальных деятелей в драматическом контексте истории нашей страны. На ее страницах появляются не только величайшие композиторы, исполнители и музыкальные критики – от Шостаковича, Прокофьева и Рихтера, но и незаслуженно обреченные на забвение достойные восхищения люди. Много внимания автор уделяет описанию эпохи, в которую они жили и творили. Часть книги занимают рассказы о родителях автора. Приведены насыщенные событиями начала ХХ века страницы дневниковых записей и писем Зары Левиной.

Приятного чтения!

Резник Марина Васильевна
Tags: музыка, музыканты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments