Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Category:

Из прочитанного… «Духовный наследник»

Библиотекарь городского абонемента Никита Лейченко о книге Ильи Оганджанова «Человек ФИО».

Классическая русская литература, по мнению многих литературных критиков, всегда отличалась своим пристрастием к созданию «героя-страдальца», мучающегося от несовершенства окружающего мира или среды, в которой он живет.

Герои произведений русской литературы часто несчастны, несмотря на кажущееся благополучие; их философские метания и поиски мучительны и порою бесплодны, а само бытие кажется им блеклым и серым.

Достаточно вспомнить многих героев Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Чехова и многих других.

Сегодняшние тенденции в современной литературе претерпевают некоторые изменения. На смену уязвимым героям прошлого пришли герои кажущиеся сильными, независимыми, а их душевные метания и размышления сменились мыслями и чувствами более приземлёнными.

Но остались в современной литературе и те, кто унаследовал классическое «русское» желание разобраться с собой и миром, сохраняя глубину мысли и поиски смыслов. Одним из таких является Илья Оганджанов, и его герои в романе «Человек ФИО».

Мозаики судьбы

Основные декорации романа – Россия 90-х годов. Бедная, несчастная Родина, как и герои рассказов… Ведь с кризисом экономическим чаще всего наступает и кризис духовный. Герой рассказов – обычный, «усреднённый» человек той эпохи.

Не зря книга называется «Человек ФИО» – ведь многие подобные события происходят с нами и по сей день: со страниц книги на нас смотрят мамы и папы, друзья и родственники, незнакомцы и возлюбленные.

Истории в книге короткие, но пронзительные и очень личные. Вот герой рассказывает, как он мысленно беседует со своим не родившемся ещё малышом.

Отец рассказывает крохе обо всём – истории из жизни, говорит с ним о погоде, о музыке. Герой, очевидно, одинок и ждет рождения ребенка, который станет ему не только родным, но и духовно близким. Видно, с каким трепетом и любовью отец относится к своему еще не рожденному чаду. Рассказ кончается неожиданно и драматично: «А потом тебя не стало. Твоя мама пришла и сказала, что сделала аборт…»

В другом рассказе герой гуляет по ночному Петербургу и видит проходящую мимо жрицу любви. Он не смотрит на неё с презрением, а начинает размышлять о её судьбе – ведь она такой же человек, только вот судьба её сложилась так, что она пошла «по кривой дороге жизни».

Третий фрагмент – герой с товарищем выпивают в небольшой фельдшерской комнате медицинский спирт, рассуждая обо всём на свете. Идиллию нарушает вызов – в отделение поступил гражданин с обморожением конечностей.

Протагонист и врач кидаются спасать бедолагу и перед ними открывается страшная картина – поступивший избит до полусмерти, облит водой на морозе, а пальцы на ногах попросту отстали от тела…

Новое мышление

Первое, что понравилось в книге – её форма. Перед нами не просто роман, а «роман в рассказах». Небольшие зарисовки из жизни, которые порой не связаны друг с другом ни идейно, ни во времени. Из этих историй и собирается «мозаика» романа.

Думаю, современному читателю понравится разбивка романа на рассказы. Этот прием вписывается в современный образ мышления: социальные сети и короткие рекламные ролики заставляют нас думать клипово, отрывисто. Разница лишь в том, что здесь небольшие рассказы ближе к концу формируются во вполне себе объёмный и многогранный роман.

Тревожные мысли

Но главным достоинством романа является его идейное наполнение. Оганджанов в своём произведении поднимает множество вопросов, как мы отмечали, «классических», типичных для русской литературы. Здесь вам и мечта об эмиграции, и размышления о жизни и смерти, и реакция на неразделённую любовь. Судьбы героев, их внутренний мир и мысли – вот что занимает в романе главное почётное место.

И удивительное дело – на не новые вопросы чаще всего получают не новые ответы. Но то ли эпоха постмодерна накладывает на себя отпечаток, и старые ответы воспринимаются тобой совершенно по-новому, то ли грязные декорации, разваливающейся по швам страны, роднее, чем идеализированные цветущие сады XVIII-XIX веков, но книга становится для тебя невероятно личной, требующей душевных затрат и сострадания.
Tags: книга, художественная литература, что_читать
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments