Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Category:

Григорий Чухрай - 100 лет со дня рождения кинорежиссера

«Художник всегда выражает личное отношение к миру.
В этом и заключается ценность его произведения»
Г. Н. Чухрай

Григорий Наумович Чухрай (1921-2001) был известным сценаристом и кинорежиссером. Его фильмы о Великой Отечественной войне незабываемы, а герои – яркие и выразительные. И все потому, что сам Григорий Наумович прошел через войну.



Он родился 23 мая 1921 года в Мелитополе. Участвовал в Финской войне в 1939 году, а затем ушел сражаться с фашистами. Зимой 1941 года он прибыл в Ессентуки.



Пока ребята ждали распределения, ходили в местный клуб на танцы. Там Григорий встретил свою будущую жену Ирину (Ираиду) Пенькову.

Поженились они 9 мая 1944 года, затем снова война разлучила их, а встретились лишь в 1946 году. После войны Григорий Чухрай продолжил обучение во ВГИКе – он дал слово, что будет снимать кино о тех, кто не вернулся с поля боя. Лучше всего о режиссере расскажут его произведения.

Кинофильм «Сорок первый» был снят по одноименному рассказу Б. Лавренева, который вошел в анналы отечественной литературы как революционный романтик.

Повесть «Сорок первый» посвящена героям Гражданской войны и просто людям, волею судьбы окунувшимся в горнило братоубийственной бойни. Главные герои – девушка-рыбачка Марютка и молодой идеалист Говоруха-Отрок, мечтающий о новом, свободном мире.

Судьба сталкивает их вместе, но внезапно они оказываются по разные стороны баррикад – между «белых» и «красных». Любовь гибнет под гнетом политического давления, Марютка убивает Говоруху, несмотря на то, что искренне полюбила его.

Почему идея стала важнее любви и жизни? Разве человек рожден для того, чтобы убивать? Повесть и фильм поднимают эти сложные вопросы нашей жизни.

Бахова, Наталья Сергеевна. История и легенды "Сорок первого" / Наталья Сергеевна Бахова // Вопросы литературы. - 2018. - № 5. - С. 192-212

Аннотация: О повести Бориса Лавренева "Сорок первый". Поставлена задача поиска прототипа главного героя - белого офицера Вадима Говорухи-Отрока. В самом начале зафиксированы и проанализированы легенды, возникшие вокруг образа героя, в том числе порожденные феноменом "каннского эха" - творческого отклика ряда авторов на кинофильм Григория Чухрая, снятый по повести.



Всемирно известным сделал Г. Чухрая фильм «Баллада о солдате».

Этот фильм также снят по книге – одноименной повести Валентина Ивановича Ежова (1921-2004) – писателя-фронтовика. Его книги о войне хорошо раскрывают характеры героев, их эмоциональное состояние.

Главный герой «Баллады о солдате» - молодой парень Алеша Скворцов. На войне он совершает подвиг – подбивает два танка противника. Командование готово представить его к ордену, но Алексей просит дать ему небольшой отпуск, чтобы повидать маму.

Но путь домой тоже оказывается непростым. Отпуск проходит очень быстро, по пути Алеша знакомится с людьми и помогает всем, кому может.

С мамой он проводит совсем немного времени и снова отправляется на фронт. Уже в начале фильма, видя черный платок на голове женщины, зритель понимает, что Алеша погиб на войне.

Поразительно, но в этом фильме, где практически нет военных сцен, режиссеру лучше всего удалось передать весь ужас войны, материнское горе и потерю целого поколения, в котором были истинные герои.

Этот фильм вошел в золотой фонд мирового кинематографа и стал одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне. Он был по достоинству оценен не только в нашей стране, но и за рубежом, получив 101 награду!



Кинофильм «Чистое небо» - одно из наиболее ярких кинопроизведений хрущевской «оттепели» - история подлинной любви, которая помогает герою преодолеть самые суровые испытания: обман, предательство, подлость.

А это оказывается не проще, чем пережить тяжелое ранение и фашистский плен. Вернувшись после плена, военный летчик Астахов сталкивается с многочисленными трудностями: ему никто не верит, его выгоняют из партии и презрительно к нему относятся. Как теперь жить и восстановить доброе имя? Только любимая девушка Сашенька верит ему и поддерживает во всем.

Астахова реабилитируют уже после смерти Сталина и присваивают ему высокую награду - Героя Советского Союза.

Эти три замечательные картины, которые снял Григорий Чухрай, тоже ждала непростая судьба. Поначалу власть их не жаловала – советский солдат был представлен в них таким, каким он был, не человеком из свинца, а живым и эмоциональным.

«Да, мои картины награждали. Правда, за первый фильм («Сорок первый») меня отдали под суд, за второй («Баллада о солдате») я был исключен из КПСС, за третий («Чистое небо») чуть ли не разогнали «Мосфильм». «Верхи» возмутились: как могли допустить, чтобы Чухрай снимал такую ленту? Когда съемки «Сорок первого» завершились, картину сразу запретили. Мой соавтор по сценарию написал донос: «Под этой грязной белогвардейской стряпней я не поставлю свое честное имя». В моей памяти эти слова запечатлелись, как на магнитной пленке. Тогда я сказал Григорию Колтунову: «Каждый раз, когда будет возникать вопрос о «Сорок первом», обязательно стану называть вашу фамилию, цитируя донос». С тех пор свое обещание выполняю. Правда, стукачей более поздних созывов помиловал. Потому что понимал, что они воспитаны в тоталитарном государстве. Но этого - номер один - не простил. Почему? В те годы мне угрожал запрет на профессию, я бы не стал режиссером».



Очень лиричным получился фильм «Жили-были старик со старухой», рассказывающий о жизни русской глубинки, о стариках Гусаковых, которым на исходе жизни выпали новые испытания: из-за пожара они лишились крова и поехали в Заполярье к дочери Нине, жизнь которой никак не складывается.

Почему же старенькие родители поехали жить не к обеспеченным сыновьям, а к дочери? Наверняка они знали, что жизнь у дочери не из легких, и решили помочь ей встать на ноги. По приезду они оказываются в доме Нины, где их никто не ждет – дочь неизвестно где, а дома маленький ребенок и пьяный зять.

Родители стараются, как могут, чтобы донести до Нины простые истины – семью нужно беречь, детей - растить, супруга - поддерживать. И самый лучший тому пример – это сами старик со старухой.

Этот фильм также ждала цензура. Самые смелые кадры из него были вырезаны:

«Нас призывали снимать современные фильмы, но не о том, что волновало, о чем болело сердце, а о том, что «нужно народу», а что именно нужно народу - знал Отдел культуры ЦК. В 1965 году я снял фильм «Жили-были старик со старухой». Это был антисталинский фильм. В Госкино его выхолостили: убрали «всего» несколько важных кадров, но этого было достаточно, чтобы испортить фильм. Я уступил, уговаривал себя, что и без этих кадров фильм состоится. И действительно, состоялся, но только не этот. Я не стыжусь этого фильма даже в сокращенном виде, но стыд за то, что я вынужден был пойти на компромисс, гложет меня до сего времени. Система предусматривала тщательно разработанные меры воздействия на режиссера: не согласишься - залезешь в карман пятитысячному коллективу. Студия и съемочная группа не получат не только премии, но даже и зарплаты».



Еще один фильм, рассказывающий о человеческой драме во время войны - «Трясина».

Эта сильная картина о судьбе простой русской женщины Матрены Быстровой, потерявшей на фронте сначала мужа, а затем и старшего сына. Не желая видеть еще и смерть младшего сына, она решает спрятать его на чердаке, пока война не окончится.

Однако так она делает только хуже – сына ждет если не физическая гибель, то духовная. И сама Матрена каждый день терзается угрызениями совести. Она видит, как другие отпускают своих сыновей защищать Родину, видит, что народ воспринимает их как героев.

Что же будет с ее младшим сыном, как к нему будут относиться люди? Так частная история о матери дезертира вырастает до эпических масштабов, делая этот фильм одним из наиболее значительных и запоминающихся кинопроизведений о военном времени:

«В конце семидесятых годов я снял фильм «Трясина». В связи с этой картиной критики попортили мне немало крови. Они то и дело спрашивали:
- До сих пор вы снимали фильмы о героях войны, а теперь сняли фильм о трусе, о человеке, который стал дезертиром. Чем это объяснить? Неужели вы, прошедший всю войну, сочувствуете вашему герою?
Я прошел всю войну. И потому о героях и предателях знаю не понаслышке…
Война - страшное, тяжелейшее испытание на стойкость духа. И неправдой было бы сказать, что мы не знали страха. Но большинство тех, кого я видел на войне, и я сам всегда старались поддерживать в себе другие чувства».




В 1970 году вышел документальный фильм о Великой Отечественной войне «Память».

Этот фильм-опрос жителей Европы показал, помнят ли они Вторую мировую войну, и что знают о ней современные люди. В первую очередь, Г. Чухрай интересовался памятью о легендарной Сталинградской битве, в которой он сам принимал участие. Оборона Сталинграда имела огромное значение в битве с фашистами и решила исход Второй мировой войны.

«Мне хотелось сделать фильм о том, что произошло в Сталинграде в душах советских воинов и в душах немецких солдат. Почему для нас Сталинград был не только военной, но и моральной победой, а для фашистских солдат - моральным поражением и крахом. Однако работа над фильмотечным материалом и кадры интервью, которые были нами сняты, натолкнули нас на интересную мысль - создать фильм о том, какое влияние имела Сталинградская битва на судьбы народов и судьбы отдельных людей. Так возник замысел фильма «Память».

В книге «Мое кино» Г. Чухрай вспоминает о съемках этого фильма:

«Сталинградская битва явилась поворотным этапом во всей Великой Отечественной войне. После нее уже немцы только отступали, они уже ничего не могли с нами сделать. Немецкие генералы сами говорили и писали: «После Сталинграда мы навсегда перестали наступать».

Я поехал по разным странам. И начал – тогда еще это было не принято – с микрофоном в руках брать интервью на улицах. Я спрашивал прохожих: «Что вы знаете о Сталинграде?» И оказалось, что во всех странах, которые в боях не участвовали, люди ничего толком об этом не знали. «Ха-ха, хи-хи-хи… Да-да... что-то там было, еще при Наполеоне...»

А вот когда я спрашивал о том же в Германии – там люди плакали. Женщины, которые потеряли своих мужей и сыновей в Сталинграде, впадали в истерику. Одни говорили, что в этом виноваты русские генералы, другие говорили, что виноваты все политики – и с той и с другой стороны, третьи – что, «да... к сожалению, он погиб в Сталинграде...»

На улицах встречались и такие прохожие – в основном, это были мужчины, – которые, пряча глаза, раздраженно отмахивались или на бегу с плохо скрываемой злостью коротко говорили: «Не знаю!» У нас и в Германии – только в двух странах – все помнили о Сталинграде.
Фильм «Память» предупреждал зрителя о том, что эти «провалы» в памяти людей – намеренная политическая тенденция, а вовсе не свойство человеческого организма».




В серии «О времени и о себе» были изданы две книги воспоминаний Григория Наумовича: «Моя война» и «Мое кино». Григорий Чухрай встретил войну 22 июня 1941 года на границе, и в первый же день войны был ранен. В дальнейшем он служил в рядах воздушно-десантных войск, участвовал во многих опасных операциях.

Кушниров, Марк. Всегда ли на войне как на войне? / Марк Кушниров // Родина. - 2013. - № 7. - С. 61-65
Аннотация: О противоречиях войны по воспоминаниям, дневникам и фильмам Григория Чухрая.

Мень Я. Баллада о старшем лейтенанте и его однополчанине – десантнике / Яков Мень // Спортивная жизнь России. - 2008. - № 5. - С. 12-16
Аннотация: История послевоенной переписки двух фронтовиков - известного кинорежиссера Григория Чухрая и его однополчанина десантника Виктора Федоровича Кленова.


«Мое кино» - последняя книга режиссера, в которой Григорий Чухрай рассказывает о работе над фильмами «Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо» и другими, вспоминает о дружбе с выдающимися актерами и мастерами кино, делится размышлениями об искусстве и жизни.

Также Григорий Наумович участвовал в работе Экспериментального творческого объединения, поставившего множество интересных фильмов: «Белое солнце пустыни», «Раба любви», «Табор уходит в небо», «Иван Васильевич меняет профессию», «Земля Санникова» и др.

Приятного чтения!

Резник Марина Васильевна
Tags: искусство, история, кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments