Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Categories:

«Все люди равные!» - 210 лет со дня рождения Гарриет Бичер-Стоу

«Так вы и есть та самая маленькая женщина, затеявшая эту большую войну?»
Авраам Линкольн, президент США

Американскую писательницу Гарриет Элизабет Бичер-Стоу (1811-1896) многие знают как автора популярного романа «Хижина дяди Тома».

Гарриет родилась 14 июня 1811 года в штате Коннектикут, в семье проповедника Лаймена Бичера. С детства воспитанная в религиозной строгости, девочка нашла свое счастье в литературе – она полюбила книги и много читала, а когда семья переехала в Цинциннати, то ей удалось опубликовать в журнале свою первую работу – «Очерк из новоанглийской жизни».

Тогда же она стала работать учительницей. Штат Огайо, в который входил город Цинциннати, граничил с Коннектикутом и поясом южных рабовладельческих штатов. Увидев, как обращаются с чернокожими рабами, Гарриет была шокирована жестокостью.

Где же христианский принцип, говорящий о том, что все люди равны перед Богом? Почему один человек унижает другого из-за цвета кожи?

В 1836 году Гарриет вышла замуж за преподавателя духовной семинарии Кэлвина Стоу. У супругов было шестеро детей, и жизнь была нелегкой – денег постоянно не хватало, они жили на грани нищеты. Гарриет старалась заниматься литературной работой, как только выпадала свободная минутка.

В 1843 году вышел сборник рассказов «Мэйфлауэр, или Очерки нравов и характеров потомков пилигримов».

В рассказах Гарриет показала места из ее детства, когда все казалось лучше и светлее. Следующие работы писательницы были направлены против рабства, Гарриет сама помогала беглым рабам, а семинария, в которой она преподавала, стала приютом для многих рабов, также как и город Цинциннати был пересыльным пунктом из рабовладельческого юга в свободный север.

Когда же был принят закон о беглых рабах, то положение чернокожего населения стало и вовсе невыносимым. Они были обречены быть рабами навечно, даже освободившиеся люди снова возвращались плантаторам.

Свое легендарное произведение «Хижина дяди Тома» Гарриет написала в 1852 году. В книге множество социальных проблем - женское образование, равноправие, и, конечно, рабство.

То, что работорговля должна быть прекращена, это было ясно для Гарриет, но ей пришлось сражаться и со взглядами той эпохи. Эта книга появилась как раз вовремя – внутренняя потребность общества уничтожить рабство влияла на умы многих людей. Уже появились стихотворения Г. Лонгфелло «Невольничьи песни», а также Уиттиера «Голоса свободы».

Но никто так хорошо не выразил весь ужас рабства, как это сделала Гарриэт.

В центре романа история жизни и страданий старого дяди Тома, доброго и терпеливого человека, который просто старается жить по заповедям, не делать зла никому на свете.

Том побывал в руках у трех хозяев. Первый из них – Шелби, человек, который продал Тома из-за финансовых долгов, тем самым разлучив его с семьей. Второй хозяин Сен-Клер – образованный и гуманный человек, но он вскоре умер, и Том попал в руки садиста Легри.

Видя стойкость и душевную чистоту Тома, Легри впадает в ярость, а когда Том отказывается выдать ему беглецов Эмелину и Касси, приказывает забить Тома до смерти.

В книге мы видим судьбы многих семей, которые оказались разрушены под действием жестокого закона рабства. Мулат Гаррис находит свободу в Канаде, он пытается вызволить и свою супругу Лиззи, которая прячет их ребенка от работорговцев.

А судьба девушки Касси, которую Легри заставил быть его наложницей – какие только испытания не выпали на долю бедных людей!

Гарриет пишет: «Описание жестокостей оскорбляет нас, наполняет гневом наше сердце. О том, что содеет один человек, другой не захочет и слушать. Мы не желаем знать о муках наших близких, единоверцев наших, даже если нам говорят об этом с глазу на глаз. Но, увы, Америка, такие злодеяния совершаются под защитой твоих законов! Знает о них и церковь - знает и, по сути дела, безмолвствует».

Рабство должно исчезнуть как система, ему нет прощения или поблажек. Не бывает законного рабства, есть только жестокая воля сильного над слабым. После выхода книги в свет по всем северным штатам прокатилась волна возмущения людей, требовавших отмены рабства.

Но были и сторонники южан – на Гарриет посыпались обвинения в вымысле, на что она выпустила другую книгу под названием «Ключ к хижине дяди Тома», в которой доказывала, что история написана на основе реальных событий, в ней нет выдумки или преувеличения. Книга «Хижина дяди Тома» стала совестью нации, а Г. Бичер-Стоу осталась в памяти американцев как борец за права человека и равноправие.

«Человеку в одиночку не под силу бороться с обществом, когда оно против него. Чтобы образование и воспитание дало настоящие результаты, оно должно быть делом государства или, во всяком случае, нужно, чтобы государство не ставило этому препятствий».

Эта книга стала известна во всем мире. Когда она оказалась в нашей стране, то нашла горячий отклик.

В России книга вышла в 1853 году в журнале «Современник» и стала особенно популярна накануне Крестьянской реформы 1861 года, упразднившей крепостное право в России. Люди понимали, что началось освобождение рабочего класса от угнетателей по всему миру.

Борьба с рабством и крепостничеством стала движущей силой для Гражданской войны в США и для революции в Российской империи. По книге было поставлено множество спектаклей, инсценировок, экранизаций. «Хижина дяди Тома», 1965 г.

Книга «Жизнь южных штатов» также известна под названием «Дрэд, или Повесть о проклятом болоте».

Здесь снова освещается тема рабства, его развращающего влияния на рабовладельцев, для которых рабы перестают быть людьми, а становятся просто вещами, с которыми можно сделать что угодно. В этом произведении писательница предлагает два пути: мирный и военный способ покончить с рабством.

Так, плантатор Эдвард Клейтон обучает рабов грамоте, проводит реформы, но под давлением своего окружения он вынужден остановить просветительскую деятельность.

В это время один из рабов, Дрэд, совершает побег и прячется на болоте. Ему удается стать лидером движения борьбы за свободу чернокожих, но и он, почувствовав власть, не может себя сдерживать.

Мания величия захватывает его, он начинает проповедовать свободу любой ценой, оправдывая убийства представителей белого населения. «Зло никогда не породит добра» - это было твердое мнение писательницы.

Но какой же путь выбрать? Г. Бичер-Стоу показывает и другой вариант – Эдвард Клейтон уходит в Канаду, он вывозит туда своих рабов и освобождает их. Если ты не можешь изменить законы и общество, то стоит поменять место жительства.

Г. Бичер-Стоу также провела большую исследовательскую работу по творчеству поэта Байрона. Памфлет «Оправдание леди Байрон» вышел в 1870 году и снова вызвал негодование читателей, так как раскрыл правду об отношениях Байрона и его сводной сестры.

Другие произвеедния Г. Бичер-Стоу: «Моя жена и я», «Бело-розовая тирания», «Мы и наши соседи», «Семья Погэнак».

Белоусов, Роман Сергеевич. Герои до встречи с писателем : книга для учащихся / Р. С. Белоусов. - Москва : Просвещение, 1984. - 124, [4] с.

Писатель и литературовед Роман Сергеевич Белоусов заведовал отделом иностранной литературы в «Литературной газете». Он является автором многочисленных статей об отечественных и зарубежных писателях.

В книге «Герои до встречи с писателем» Роман Сергеевич рассказывает о литературных прототипах, послуживших основой для создания всеми любимых персонажей художественной литературы.

По роману «Хижина дяди Тома» автор раскрывает историю создания книги о рабстве, факты из жизни реального дяди Тома, направление Гражданской войны Севера и Юга.

Гиленсон, Б. А. Бичер-Стоу: хижина, простоявшая полтора столетия/ Б. А. Гиленсон // История литературы США: учеб.- М., 2003.- С. 60-63.

В учебном пособии излагается история американской литературы от XVII в. до современности.

Книга построена по проблемно-монографическому принципу: главы и разделы, характеризующие различные периоды, направления, течения, сочетаются с главами о творчестве наиболее крупных писателей, где анализ произведений дается в историко-культурном контексте. Б. А.

Гиленсон раскрывает истоки создания книги «Хижина дяди Тома», приводит краткую биографию Г. Бичер-Стоу, анализирует ее знаменитое произведение.

Орлова, Раиса Давыдовна. Гарриет Бичер-Стоу : очерк жизни и творчества / Р. Д. Орлова. - Москва : Просвещение, 1971. - 127 с.

«Хижина дяди Тома» - одна из любимейших детских книг. Она неизменно оказывает влияние на формирование нравственного мира многих поколений школьников.

Работа Р. Д. Орловой - первая на русском языке книга об авторе всемирно известного романа - американской писательнице Гарриет Бичер-Стоу.

Р. Д. Орлова ярко и увлекательно рассказывает о жизни Бичер-Стоу, особенностях ее таланта, раскрывает причины создания романа, подробно анализирует проблематику и художественную ткань произведения.

Тугушева, Майя Павловна. Роман Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» / М. П. Тугушева. - Москва : Высшая школа, 1985. - 94, [2] с.

Переводчик и литературовед Майя Павловна Тугушева работала в «Издательстве литературы на иностранных языках», а также в издательствах «Прогресс» и «Радуга».

Ее научные статьи выходили во многих журналах. В книге «Роман Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» Майя Павловна основное внимание уделяет анализу идейно-художественной системы романа и тех его тенденций, которые были усвоены литературой гражданского протеста в США XIX-XX веков.

Приятного чтения!
Резник Марина Васильевна
Tags: зарубежная литература, история, художественная литература, что_читать
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments