Красноярская краевая научная библиотека (kraevushka) wrote,
Красноярская краевая научная библиотека
kraevushka

Categories:

Три книги о Великой Отечественной войне

«Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим»
Вадим Шефнер


22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Эта печальная дата в нашей истории стала и днем памяти о погибших в боях, замученных в плену, умерших от голода и лишений людях. Указом Президента РФ Б. Н. Ельцина от 8 июня 1996 года в России впервые в тот год 22 июня было объявлено Днем памяти и скорби.

Путь к Победе был долгим, впереди была битва за Москву, затем Сталинградская и Курская битвы, оборона Ленинграда и план «Багратион», положивший начало освобождению европейских стран. Последовавшие затем конференции и окончание Второй Мировой войны показали, что Советское государство не только вышло победителем в тяжелейшем испытании, но и освободило народы Европы от нацистского режима. Победа далась нам большой ценой, об этом рассказывают книги.


Софья Петровна Аверичева. «Дневник разведчицы»

Театральная актриса и участник Великой Отечественной войны Софья Петровна Аверичева (1914-2015) служила разведчиком в Ярославской коммунистической дивизии. После войны была опубликована книга ее записок «Дневник разведчицы». Софья Петровна рассказывает о фронтовых дорогах и боевых товарищах, проявивших удивительную стойкость и мужество.



Мама Софьи умерла рано, и девочку воспитывал старший брат, который и научил ее обращаться с оружием. В школе ей даже выписали справку – «отличник-пулеметчик»! Все эти навыки пригодились потом на войне. Софья уже была актрисой, когда началась война. Ее повесть начинается с 20 июня 1941 года. В это время она была на гастролях в Костроме. 21 июня труппа прибыла в Рыбинск. Об объявлении войны узнали на следующий день:

«Война! Мы о ней знаем только по книгам и кинофильмам. Даже в песнях говорилось, что если будем воевать, то на чужой территории. А немцы с четырех часов утра топчут нашу советскую землю.
Здесь, в Рыбинске, не верится, что где-то уже льется кровь.
Коллектив театра весь в сборе. Начался митинг. Выступает артист Стагронский: «Враг не пройдет дальше!» — читает Маяковского. Артистка Чудинова: «Не будет гранат, камнями будем драться». Артист Политимский: «Встанем все, как один, на защиту отечества!»
Хорошие, верные слова. Но почему так много пафоса, а глаза испуганные, растерянные, тревожные?».


Софья вскоре записалась на фронт добровольцем, служила разведчиком и автоматчиком.
«3-е июля.
Прибежала утром к Дворцу культуры. Рабочие уже слушали выступление Сталина. Речь его, как всегда, нетороплива, но в голосе слышится тревога, волнение. Рабочие стоят суровые, сосредоточенные. Среди этих людей чувствуешь себя как-то увереннее. Один пожилой рабочий, обняв паренька, глухо проговорил:
- Ну, что ж, сынок, надо - так надо, воевать - так воевать!

Все разошлись. Осталась одна. Сижу на крыльце Дворца и все повторяю: «Надо - так надо, воевать - так воевать!».

Софья стала прекрасным разведчиком и прошла Смоленщину, Белоруссию, Западную Украину, Польшу. За три года военных операций она пережила многое, была ранена, довелось видеть и смерть товарищей. Но особенно тяжело было девушке видеть наших пленных.

«1-е сентября.
Кончилось лето. Сегодня первый день осени. А вокруг тепло и солнечно. Но как-то не до этого. Война продолжается. Вчера вели наблюдение за деревней Овсянкино. Женщины под конвоем жали рожь. Среди женщин мы увидели старичка с корзиной. Старичок частенько отходил от женщин — сначала недалеко, потом все дальше и дальше. Казалось, он собирал грибы. Охрана немцев не обращала на него никакого внимания. Старичок дошел до кустарника, пригнулся и побежал среди кустов в нашу сторону. Мы потихоньку его окликнули: «Дедуня!» Он оглянулся: «Ась?» И от неожиданности выронил корзину. «Дедуня, ползите за нами». Смотрим, ползет. Из сил выбивается, а ползет. В лесу дедушка рассказал о себе. Он бежал от немцев и полицаев. От страха старик дрожал, руки тряслись. В селе у них много разговоров о разведчиках-докукинцах. А вчера разведчики подползали опять к Верхней Дуброве, он это знает точно. Ночью он не спал, слышал перестрелку, разговоры полицейских. Он знал, что где-то рядом, в лесу, разведчики. И все-таки глазам своим не верил: перед ним были бойцы Красной Армии. Мы успокаивали старика, угощали хлебом с консервами. Дед плакал и смеялся, как ребенок. С большой охотой он рассказал о численности немецкого гарнизона, расположении огневых точек. Дед многое знал, его сведения подтвердили и дополнили наши наблюдения».


В победном 1945-м году Софья вернулась в любимый Волковский театр, имея множество боевых наград. С 1965 года «Дневник разведчицы» выдержал три издания, он не потерялся во времени и так же интересен сегодня, как и в годы войны. Софья Петровна прожила долгую жизнь – целый век! Но самые трудные годы, безусловно, пришлись на войну. Что помогало выстоять в годы испытаний? Софья Петровна раскрывает высокие моральные качества советского солдата, который был примером для окружающих. Книга «Дневник разведчицы» полна оптимизма и веры в Победу, а ее особая ценность заключается в документальности и достоверности событий и фактов. Здесь нет вымысла, только ежедневный тяжкий труд во имя свободы.

«Пусть на страничках моего дневника останется хотя бы маленькая частица того, что я вижу, того, что переживаю, - хотя бы некоторые черты нашего великого времени, нашего героического народа, который взял на себя историческую миссию - освобождение человечества от фашизма. Это большая цель, это суровая романтика, поэзия и правда жизни».




Борис Леонтьевич Горбатов. «Непокоренные»

Известный писатель Борис Леонтьевич Горбатов (1908-1954) был во время войны корреспондентом. Его «Письма к товарищу» в 1941-44 гг. произвели большое впечатление на писателя К. М. Симонова, назвавшего их «вершиной публицистики военных лет». Борис Леонтьевич прошел путь до Берлина. Он присутствовал при подписании акта о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии.



Повесть «Непокоренные (Семья Тараса)» была написана в 1943 году. Она рассказывает о бесстрашии и мужестве советских людей, которые сопротивлялись фашистской силе не только на фронте, но и в тылу. Такая доля выпала и старому Тарасу Яценко. В июле 1942 года идет эвакуация населения на восток, но Тарас уже старый человек, ему за шестьдесят. Вся его жизнь связана с семьей и заводом, на котором он трудился долгие годы. С началом войны его сыновья ушли на фронт, в городе остались только старики, женщины и дети.

«Что же мне делать? Стать на дороге и кричать, разметав руки: "Стойте! Куда же вы?.. Куда же вы уходите?" Упасть на колени середь дороги, в пыль, целовать сапоги бойцам, умолять: "Не уходите! Не смеете вы уходить, когда мы, старики и малые дети, остаемся тут..."?"
А обозы всё шли и шли - всё на восток, всё на восток - по пыльной горбатой дороге, на Краснодон, на Каменск, за Северный Донец, за Дон, за Волгу…
На одном берегу останутся Тарас с немощными бабами и внучатами, а где-то на другом - Россия, и сыны, которые в армии, и все, чем жил и для чего жил шестьдесят долгих лет он, Тарас. Но об этом лучше не думать. Не думать, не слышать, не говорить…
Уже в сумерках вернулся Тарас к себе на Каменный Брод. Он прошел через весь город - и не узнал его. Город опустел и затих. Был он похож сейчас на квартиру, из которой поспешно выехали. Обрывки проводов болтались на телеграфных столбах. Было много битого стекла на улицах».


Тарас решает переждать войну и оккупацию дома. Он старается не выходить на улицу, меньше общается с людьми. Но невозможно запереть на замок свою душу. Да и внучка Настенька вступила в подпольную организацию, чтобы сопротивляться оккупантам. Вскоре немцы входят в город и принуждают Тараса приступить к работе на заводе, ремонтировать их танки, но он саботирует работу.

«Каждый по своей совести живет. Я про свою душу знаю, а что до чужой - мне дела нет. - Вот оно и выходит: причина вся - все мы в одиночку чистые... Непокоренные».

Повесть о героическом подполье показала силу и мужество советских людей. Она передавалась по радио, печаталась на страницах «Комсомольской правды». Это произведение вошло в золотой фонд советской литературы о Великой Отечественной войне. По мотивам повести создана опера Дмитрия Кабалевского «Семья Тараса».



Спустя два года, в 1945-м, повесть была экранизирована. Фильм «Непокоренные» получил приз критиков в 1946 году на Международном кинофестивале в Венеции.




Евгений Иванович Носов. «Усвятские шлемоносцы»

Евгений Иванович Носов (1925-2002) – писатель и художник, лауреат Государственной премии РСФСР им. М. Горького. Родился под Курском и пережил нацистскую оккупацию. После Курского сражения ушел на фронт в артиллерийские войска. Е. И. Носов – участник операции «Багратион» по освобождению Белоруссии, Литвы, Польши и других европейских стран. В победном 1945-м году Носов был тяжело ранен и День Победы встретил в госпитале. Только после войны писатель окончил среднюю школу, а затем учился на Высших литературных курсах при Литинституте, где подружился с такими писателями, как В. Астафьев, В. Белов, В. Можаев.



Повесть Евгения Носова «Усвятские шлемоносцы» - вершинное произведение писателя, посвященное самому началу Великой Отечественной войны. В ней писатель рассказывает о том, что происходило на селе накануне отправки мужчин на фронт. Герои его повести – обычные крестьяне села Усвяты, которые в первые дни после объявления войны психологически перестраивают себя, готовя к ратному делу. В повести нет выстрелов и батальных сцен, но зато хорошо показана психология русского человека, готового отдать жизнь во имя Родины. Крестьянин-оратаюшко не только в поле воин, он также быстро становится настоящим воином и в боевом деле.

Повесть была издана в 1977 году и показала, каким был крестьянский мир перед войной. Сельская жизнь всегда была нелегкой, полной трудов и семейных забот, но она могла показаться идиллией по сравнению с войной. Несколько дней сенокоса в июне 1941 года, про которые рассказывает Носов, раскрыли образ патриархальной русской общины, взрастившей земледельца и хлебопашца, которому совершенно неестественно быть солдатом и проливать чью-то кровь. Но когда Родина в опасности, приходится быстро адаптироваться к новым условиям.

Повесть «Усвятские шлемоносцы» в 1981 году была экранизирована и вышла под названием «Родник».



Также в 1982 году был поставлен одноименный фильм-спектакль Куйбышевского академического театра драмы.



Резник Марина Васильевна
Tags: война
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments