По внешнему виду плато Путорана напоминает протектор перевернутого и утонувшего в луже ботинка, гигантского ботинка в гигантской луже.
Плато Путорана как геологическое образование действительно уникально. Десятки миллионов лет назад активные тектонические процессы образовали в земной коре глубокие разломы, по которым на поверхность неоднократно изливалась базальтовая лава, как панцирем покрывая слои осадочных пород. Так образовался гигантский слоеный пирог. Около 180 миллионов лет он лежал относительно спокойно: по поверхности текли реки, вырабатывая обширные долины с множеством ступенчатых террас, бурно развивалась таежная растительность. Но около 30 тысяч лет назад тектонические силы вновь пробудились. Огромная Сибирская платформа стала подниматься. Территория Путоран площадью в 250 тысяч км2 поднялась в
На плато более 25 тысяч озёр, многие имеют глубину до
На плато Путорана отмечено около 1300 видов растений. В нижних горных поясах встречаются рододендроны, сверии и другие растения южного типа. Плато является местом обитания редких и исчезающих видов птиц, таких как кречет, черный журавль, гусь-пискулька, малый лебедь, орлан-белохвост. Здесь северный предел распространения летяги, рыси, соболя, каменного глухаря. Всего на плато обитает 35 видов млекопитающих (бурый медведь, волк, лось), 139 видов птиц и 29 видов рыб. И конечно, комары – какая тундра без них! Через территорию плато пролегает миграционный путь крупнейшей в Евразии популяции дикого северного оленя – таймырской. Её численность около 1100 тысяч особей.
Климат здесь резко континентальный. Годовая амплитуда температур достигает 100 градусов на востоке, 86 градусов на севере.
Считается, что в этом безлюдном крае никогда никто не жил. На плато Путорана нет ни местных поселений, ни даже следов древних жилищ, люди обитают лишь внизу, в горных долинах. Лишь на озере Някшингда находилась постоянно действующая метеостанция «Агата», но в начале 90-х годов она прекратила своё существование. С незапамятных времен эвенки, якуты, да и русские, старались обходить плато стороной. И хотя сверху есть и зверь, и рыба, и птица, и ягода, но… не прокормиться тут круглый год, ни охотой, ни рыболовством. Когда начинается пурга, олени уходят, рыба прячется подо льдом, медведи залегают в берлоги, только орланы остаются.
Из-за колоссальных размеров и труднодоступности, отсутствия дорог и жилья это место до сих пор остается неизученным.
Природа Путоран щедра перед наступлением полярного сна. Сплошным ковром горят на солнце поля брусники, морошки, голубики, красной смородины. Но осень проходит стремительно – несколько дней, и вот уже выпал первый снег, и 10-15 сентября на тихий пустынный край обрушивается зима. Снежный покров достигает четырёхметровой толщины.
В последнее время плато привлекает всё больше любителей экстремального туризма, особенно сплавщиков – здесь большое количество рек шестой категории сложности. Рыбалка в этих краях превращается в монотонное доставание рыбы из водоемов, а грибы размером с тарелку. Кстати, сюрприз для любителей рыбалки: только здесь сохранилась популяция самых крупных в мире тайменей – свыше
Также плато привлекает внимание учёных. И 15 декабря 1988 года, в эпоху горбачевской перестройки, на Таймыре был создан государственный заповедник «Путоранский». Заповедник был организован с целью сохранения нетронутой природы уникального плато, являющегося ареалом обитания редкого животного – снежного барана. 15 тысяч лет назад эта популяция снежного барана оказалась оторванной от основного ареала вида. На счастье этого барана, до плато практически невозможно добраться. Попасть на Путорана можно только на вертолете, а это дорого обходится. По воде на катере подбираются только до ближайших подступах к плато. Зимой, когда тундра скрывается подо льдом и снегом и появляется возможность передвигаться на снегоходах и оленях, наступает долгая полярная ночь и Путорана прячется во мраке.
«Такая естественным путём возникшая закрытость района Путоран меня только радует, - признается директор Путоранского заповедника Владимир Ларин. – По моему разумению, естественная заповедность сегодня у нас на уровне допетровских времен, что не замедлило сказаться (в положительном направлении) на численности популяций оленя, волка, песца. Геологическая разведка, тоже ведется не так активно, как раньше. Для природы это к лучшему. Таймыр – одна из последних территорий на планете, где не всё исхожено человеком, не всё поставлено вверх дном».
Это просто замечательно с точки зрения охраны природы. Но есть и другая сторона подобной естественной недоступности территории: в чрезвычайной ситуации можно прождать целую неделю, чтобы вывезти из заповедника человека.
С созданием заповедника на плато появилось несколько кордонов, сюда стали летать вертолеты. Попасть в Путорану – край сплошных озёр и водопадов – стало считаться большой удачей для туристов-водников. Но рыночные изменения в нашей жизни внесли и здесь свои коррективы: трудно стало государству – трудно стало и государственному заповеднику.
В связи с тяжёлым финансовым положением администрация заповедника была вынуждена часть кордонов законсервировать, а на базе оставшихся создать так называемые фермерские хозяйства научно-производственного профиля. Получив экономическую и юридическую независимость, эти хозяйства сумели как-то выжить и продолжают использоваться для охраны заповедных угодий, а так же, как научные стационары. С их помощью делаются попытки развить и экологический туризм, в том числе международный. Говорят, что спрос есть.
Но у директора заповедника своё видение: «Многие считают, что панацеей для заповедников станет развитие туризма. Это может быть хорошо для сочинского парка, но плохо для нас. Слишком мал наплыв посетителей. Да и правило у меня такое: только за деньги никого в заповедник не пускать. Иначе как я смогу контролировать, кого принять, а кого нет? Деньги у всех одинаковые. Моя позиция не совпадает с позицией ряда других директоров заповедников России. Путь реального выживания северных заповедных территорий-громад пока мне видится только в спонсорской помощи от крупнейших компаний региона. Доходы от туристической деятельности эту проблему решить не могут. Неоценимую помощь оказывает «Норильский никель» - он поддерживает с 1999 года орнитологические исследования на территории заповедника. Уже несколько лет при поддержке «Норильского никеля» действует программа «Птицы плато Путорана: стратегия выживания в XXI веке». В её рамках осуществляется проект сохранения таймырской популяции самого маленького арктического гуся-пискульки, занесенного в международную и российскую Красную книги. Кстати, эта птичка стала символом экологических программ «Норильского никеля». Благодаря финансовой поддержке компании впервые был составлен полный список птиц, обитающих на юго-западе плато, ведется изучение ландшафтов и фаунистического комплекса заповедника, опубликован ряд книг, в которых обобщены результаты многолетних исследований заповедника «Путоранского».
Плато Путорана – своеобразный российский эксклюзив, визитная карточка Таймыра. Ведь такого по масштабу плато в мире больше нет.
Горшков В. Путоранский дневник // Страна Сибирь. - 2008. - №3.
Затерянный рай // Вечерний Красноярск. - 2001. - 14 декабря.
Пестряков Б. Заповедный мир Путорана // Наш край. - 2000. - №24.
Природное наследие России. – М. : Совет Гринпис, 2000. - 215 с.
Чернобылец А. Выживание на голом асфальте // Эксперт-Сибирь. - 2006. - №38.
Фотографии отсюда:
http://www.zastavkin.com/html/putoran/index.html
http://www.photosight.ru/photos/2900161/
http://sibzoo.narod.ru/animal/baran.htm
http://www.photogeographic.ru/photobank/geo_object/putorana/1/