Category: авиация

Category was added automatically. Read all entries about "авиация".

Май 2015

1872. Музей красноярской авиации

Этой осенью в нашем блоге я прочитала статью о том, что вышла книга Вячеслава Викторовича Филиппова «Наши славные крылья» по истории авиации Красноярского края. Я предположила, что там есть сведения о моем дедушке – Углове Георгии Ивановиче (мой дедушка-лётчик, участвовал в Великой Отечественной войне, а после работал в Красноярском управлении гражданской авиации). Эту книгу я решила купить у автора, чтобы подарить маме на день рождения. Каково же было мое удивление, когда Вячеслав Викторович рассказал, что продолжает заниматься кропотливой работой по сбору информации для своих книг и был бы рад, если бы мы предоставили ему сведения о дедушке. Итак, наше общение с Вячеславом Викторовичем продолжилось, мы с мамой выбрали дедушкины фотографии, погоны, лётную книжку, некоторые сохранившиеся документы и передали для сканирования Вячеславу Викторовичу.

И вот, настало долгожданное 9-е мая, юбилей великой Победы, к которому вышла новая книга – «Закрыли Родину собой…» – справочник по истории красноярской авиации, где теперь, благодаря предоставленным материалам, есть сведения о дедушке.



Collapse )
Юлия

1742. "Соколы России" в небе над Красноярском

Сегодня над Красноярском летали "Соколы России". Пилотажная группа стала участником большого авиашоу, организованного в рамках информационно-агитационной акции "Военная служба по контракту в Вооруженных Силах РФ — твой выбор".

Над руслом Енисея в районе Коммунального моста прошли (сама не видела) самолеты бомбардировщики Су-24, истребители-перехватчики Миг-31 и стратегические бомбардировщики Ту-95мс, один из которых назван в честь столицы края — "Красноярск". "Соколы России" выступили на самолетах Су-30СМ. Ведущую машину пилотировал командир группы, заслуженный военный летчик Российской Федерации генерал-майор авиации Александр Харчевский.

Как только мы в библиотеке услышали рев моторов, все высыпали на улицу: и читатели, и коллеги многие.
Полчаса мы наблюдали за мастерством лётчиков, не в силах перестать смотреть на небо.

1.
IMG_2842.CR2.jpg

Collapse )
Юлия

1716. Наши славные крылья... Новая книга об истории авиации Красноярского края

2014 год – юбилейный не только для Красноярского края, но и для красноярской авиации. Славному 80-летнему юбилею посвящена новая книга историка-краеведа, подполковника авиации запаса Вячеслава Филиппова, о книгах и исследованиях которого мы не раз рассказывали. В пору тэг сделать и посвятить Вячеславу Викторовичу, в восхищении от его работы, энергии и оптимизма. Он ведь не только все возможные архивы изъездил не по одному разу, и книга вышла уже не первая (а в загашнике материала еще на несколько – эх, где бы спонсоров найти!), он еще и самолёты поднимает, памятники ставит с друзьями и соратниками вместе.

IMG_0540.JPG

IMG_0542.JPG

IMG_0535.JPG

Collapse )
Эля

1574. Этот старый добрый аэропорт...

После того как человек придумал колесо, его жизнь стала меняться. Фантазия подсказывала любопытным изобретателям конструкции тележек, двуколок, велосипедов…Нынче мы этому всему не удивляемся. Выбираем транспортные средства, злимся в пробках и мечтаем о телепортации в тот момент, когда до начала рабочего дня остается 2 минуты. А тогда, в прошлом, люди радовались и мечтали прокатиться на чудесных движущихся машинах!

3450004

Collapse )
Юлия

1489. Красноярская воздушная трасса, 1942-1945

Друзья! В канун дня Победы хочу познакомить вас с новой книгой Вячеслава Филиппова, известного исследователя истории авиации в Красноярском крае. Книга совсем недавно появилась в библиотеке (её принес сам Вячеслав, - он у нас частенько бывает, поскольку является автором календаря знаменательных и памятных дат "Край наш Красноярский"), поэтому её еще нет в нашем электронном каталоге.
Филиппов, Вячеслав. Красноярская воздушная трасса, 1942-1945 / Вячеслав Филиппов. – Красноярск : ООО  «Издательский дом «Сибирские промыслы», 2012. - 160 с. : фото. - 200 экз.

DSCN1918

Collapse )
Ольга

1328. О малой авиации и повести Романа Сенчина "Полоса"

Летали-летали… и канули в Лету место предисловия).

Летайте самолетами аэрофлота! - ну кто не помнит этот бравурный лозунг советских времен. А ведь сейчас уже мало кто задумывается над тем, какой палочкой-выручалочкой для огромной страны с ее мерзлотно-болотными бездорожными территориями была так называемая малая авиация, безвозвратно утраченная при  новом режиме в процессе всех демократизаций и оптимизаций. Невидимая сеть спасительных авиалиний простиралась в СССР над самыми отдаленными уголками страны, и  гордостью каждого районного центра был свой маленький аэропорт с парком АНов  и ЯКов, бесперебойно доставлявших местных жителей, геологов, геодезистов, рыбаков и охотников за считанные минуты из поселка (либо городка) в областную или краевую «столицу».

Директор ФГУП «Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С. А. Чаплыгина», профессиональный летчик-испытатель Владимир Барсук вспоминает, что в 1986–1989 годах по стране летали порядка пяти тысяч самолетов только на местных авиалиниях, благодаря чему население имело высокую авиационную подвижность. С 1992 года в стране было закрыто около 1 тыс. местных аэропортов и взлетно-посадочных полос. Общий пассажиропоток снизился на 10–15 млн. человек, или на 30–40%, и в первую очередь за счет малой авиации.

С исчезновением за нерентабельностью «воздушных такси» жители многих отдаленных и бездорожных провинций России остались фактически отрезанными от «большой земли», и единственной альтернативой крылатых машин остались братья наши меньшие: лошади, олени и собаки! Вот такой технический регресс в 21 веке, в отдельно взятой стране… И, хотя на месте некоторых аэродромов были оборудованы вертолетные площадки, ситуацию они не спасли – массовые перевозки единичным вертушкам не под и силу. Так что впору строить постоялые дворы с конюшнями  и вводить должность станционного смотрителя.

И один на полосе воин: положительный герой нашего времени! (Сенчин Р. Полоса : повесть // Дружба народов. – 2012. – № 5).

Печальная тема смерти доступной для народа малой авиации легла в основу очередной  повести Романа Сенчина. Верный традициям нового реализма, виртуозно совмещая документальную прозу с минимальным вымыслом, автор представляет вниманию читателя реальную историю провинциального сельского жителя в реальной современной России, где и происходящие события, и телешоу, и премьер-министр – всё и все названы своими именами.

Collapse )
Юлия

1255. Новая книга о полярной авиации России

Знаю, что среди френдов многие интересуются историей авиации, поэтому, увидев случайно эту книгу у наших «краеведов», сразу же решила обратить на неё и ваше внимание. Итак,

Андрей Почтарёв, Людмила Горбунова. Полярная авиация России 1914-1945 гг. Книга первая. – Москва : Paulsen, 2011. – 589 с. Книга в нашем электронном каталоге
Приведу аннотацию с сайта издательства Paulsen (там же можно скачать фрагмент книги в pdf)

В книге, посвящённой истории зарождения, становления и развития Полярной авиации России, впервые полно и всесторонне рассказывается о создании и функционировании в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока первых авиаотрядов, авиагрупп и воздушных линий, предназначенных для исследования Арктики и обслуживания Великого Северного морского пути.

Книга охватывает период с 1914 по 1945 гг. При ее создании были использованы ранее неизвестные архивные документы, многие из которых до последнего времени хранились под грифом «Секретно» и «Совершенно секретно» и вводятся в научный оборот впервые. Именно благодаря этим документам авторы книги установили важную дату – день рождения Полярной авиации России – 1 марта 1931 года. В этот день в СССР появилось первое структурное авиационное подразделение акционерного общества «Комсеверпуть» – Служба связи (вскоре – Авиаслужба). Так начались полёты советских авиаторов по спасению экипажа затонувшего ледокола «Челюскин», освоению Северного полюса и Полюса недоступности, перегонке в период Великой Отечественной войны ленд-лизовских самолётов по Красноярской воздушной трассе из США в Советский Союз, работы по созданию в годы холодной войны ледовых арктических аэродромов ВВС, проведению высокоширотных воздушных экспедиций, обслуживанию дрейфующих научных станций «Северный полюс» во льдах Северного Ледовитого океана и научных экспедиций в Антарктиде.

В книге, конечно, есть и информация, связанная с нашим краем: о трассе «Аляска – Сибирь», о заводе Побежимова, о Енисейской авиагруппе Главного управления Северного морского пути..

Collapse )
Май 2015

1070. Авиация – судьба моего дедушки

У нас в библиотеке прошли уже три лектория – о красноярской авиации, о человеке тыла и о наградах времён Великой Отечественной войны. О втором из них я написала статью – немного своих впечатлений от мероприятия, и о моих родственниках в тылу, в годы войны. А теперь, ко Дню Победы,  я хочу рассказать о своём дедушке – потому что жизнь его была напрямую связана с красноярской авиацией.

Мой дедушка, Углов Георгий Иванович, ушел на войну в 1943 году, когда ему исполнилось 17 лет. Для верности, чтоб точно взяли на фронт (а тогда так делали часто), он прибавил свой возраст на пару лет. Даже моя мама, его дочь, долгое время не знала, какой возраст был у него на самом деле, и когда его настоящий день рожденья.

В молодости дедушка был худым, невысокого роста. Видимо, именно его комплекция повлияла на то, что его взяли в авиаполк. Так началась дедушкина карьера. Впоследствии авиация стала его жизнью, его судьбой. Помню, в детстве не было ни одной комнаты в доме, где бы ни находилось изображение или сувенирчик в виде самолёта. С виду – всего лишь маленькая деталь, но именно она красноречиво говорила (да и сейчас говорит) о том, как значима тема авиации для нашей семьи.

Дедушка стал профессиональным лётчиком. А начиналось всё с той самой подготовки в авиашколе 1943 году, после которой в 1944 г. его отправили на 4-й Украинский фронт. В 1945 г. он участвовал в Моравско-Остравской наступательной операции, закончил войну в звании лейтенанта в Чехословакии.



Collapse )

Юлия

1014. Упавший в мае 1943-го в болото под Петропавловкой самолёт поднят

agnez1 (Ольга Леонидовна Подборская, руководитель школьного музея лицея № 11 г. Красноярска) и Вячеслав Филиппов в субботу, 12 марта,  побывали в Ирбейском районе на раскопках самолета. "Подняты были на поверхность не только останки четырёх лётчиков, но и крупные детали самолета - части двигателя, винт, многое другое. Я была очевидцем этой грандиозной по своей трудности и социальной значимости работы. У людей, которые сделали это, были светлые лица - они выполнили свой долг перед погибшими," - пишет Ольга Леонидовна. Далее читаем  в "Красноярском рабочем"
Фотографии и подписи к ним Ольги Леонидовны.

В процессе работы


Collapse )
Юлия

994. Исторический лекторий в библиотеке, или о том как важно поднять самолёты и вернуть имена

Никто не будет оспаривать важность распространения исторических знаний, особенно среди молодежи и особенно знаний о Великой Отечественной войне. Воинский и трудовой подвиг наших дедов и прадедов, особенно на родной красноярской земле, их вклад в Великую Победу должен быть увековечен в памятниках, осознан подрастающим поколением.

Целям патриотического воспитания молодежи и популяризации исторических знаний служит созданный в Государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края исторический лекторий «По страницам истории Великой Отечественной войны». Учредители лектория - ГУНБ Красноярского края и кафедры истории вузов города. Ведущими, научными консультантами лектория являются профессор-консультант СФУ В. В. Гришаев, профессор СибГТУ В. Г. Курдюков и доцент КГПУ им. В.П. Астафьева А. В. Фёдоров.

Первое занятие лектория, недавно прошедшее в библиотеке, было посвящено интересной и не до конца изученной теме - истории красноярской авиации в годы Великой Отечественной войны. Много лет этой темой занимается подполковник авиации запаса Вячеслав Викторович Филиппов, по крупицам собирающий информацию в архивах страны: Центральном архиве Министерства обороны в Подольске, Государственном архиве Красноярского края, Краевого краеведческого музея.

В. В. Филиппов:


Слушателям лектория, среди которых преобладали молодые люди, была предложена выставка, организованная совместно с ГУНБ Красноярского края и музеем «Малая родина» лицея № 11 г. Красноярска, который уже седьмой год серьезно занимается данной темой. Большой интерес вызвали макеты советских и американских самолетов, летавших в годы войны в красноярском небе. С трепетом рассматривали мы подлинные документы времен войны: красноармейские и летные книжки, знаки Осоавиахима, знаки летчиков и курсантов аэроклубов.Collapse )